• Общие сведения об ООО «Стратегия-Центр»
  • Миссия ООО «Стратегия-Центр»
  • Цели. Задачи. Принципы деятельности
  • Реквизиты Стратегия-Центр
  • Общие сведения о кадровом потенциале ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Специальные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Сотрудники ООО «Стратегия-Центр»
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стратегия-Центра
  • ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ Стратегия-Центра
  • Разработка стратегий, концепций и программ развития
  • Финансовое и инвестиционное консультирование
  • Правовая поддержка бизнеса
  • Проектирование и постановка систем управления
  • Локальное нормотворчество
  • Проектирование и сопровождение государственно-частных (ГЧП) и муниципально-частных партнерств (МЧП)
  • Экспертно-консалтинговые услуги концессионерам / концедентам
  • Проектирование и сопровождение сделок по слияниям и поглощениям / по покупке-продаже бизнеса
  • Разработка и сопровождение реализации противокризисных / кризисных / посткризисных программ
  • Разработка конкурсной документации и проведение конкурсов
  • Подготовка / экспертиза конкурсных заявок
  • Исполнение [сотрудниками] функций независимых директоров
  • Исполнение роли ведущей организации по внедрению результатов научных исследований или на этапе защиты диссертации
  • Сопровождение внешнеэкономической деятельности
  • Исполнение функций регионального / зарубежного представительства клиента / партнера
  • ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ: работы и услуги в интересах предприятий и организаций различных отраслей (сфер)
  • Библиотека Стратегия-Центра
  • Полезные интернет-ресурсы
  • Глоссарий Словарь Термины Определения Сокращения Аббревиатуры
  • Словарь основных внутрифирменных терминов Стратегия-Центра
  • Справочники и справочно-информационные материалы
  • Основные положения Клиентской политики ("Белой книги") ООО «Стратегия-Центр»
  • Регламент (алгоритм) взаимодействия ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами) /базовый/
  • Система документов, организующих и сопровождающих договорные отношения ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами)
  • Типовые формы отчетных документов ООО «Стратегия-Центр» (результатов выполнения работ и оказания услуг)
  • ПРИМЕРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ выполненных ЗАО «Стратегия-Центр» работ
  • Партнеры ООО «Стратегия-Центр»
  • Соглашение о сотрудничестве (партнерстве) /базовая форма/
  • Политика формирования и развития кадрового резерва ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на работу в ООО «Стратегия-Центр»
  • Перечень документов, которые обязан представить кандидат при оформлении на работу в ООО "Стратегия-Центр"
  • База «Инвестиционные заявки»
  • База «Предложения по вложению инвестиций»
  • Формы и образцы документов для Инвестиционного фонда Российской Федерации
  • 4 ноября - День единения России
  • Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices)
  • Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation)
  • В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра
  • Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра

  •      

    / Библиотека Стратегия-Центра / Публикации членов Команды Стратегия-Центр


    О ЗАО "Стратегия-Центр"

    Кадровый потенциал

    Проекты. Работы. Услуги

    Информационные ресурсы

    Заказчики

    Партнёры

    Кадровый резерв

    Инвестиционная площадка

    Новости Стратегия-Центра

     

    IX.2008 Экономическое районирование как методический инструмент дифференцированного подхода к планированию социально-экономического развития отдельных территорий Дальневосточного федерального округа ...

    экономическое районирование Дальневосточный федеральный округ Дальний Восток региональное развитие Российской Федерации развитие регионов России характеристика Дальневосточного федерального округа Дальнего Востока




    см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром

     Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Библиотека Стратегия-Центра стратегия стратегическое управление


    Экономическое районирование

    как методический инструмент дифференцированного подхода

    к планированию социально-экономического развития отдельных территорий
    Дальневосточного федерального округа

    и комплексирования разрабатываемых федеральных, окружных, региональных, отраслевых и иных стратегий, концепций, программ и планов развития

    с учетом фактора обеспечения единства и эффективности транспортно-логистической системы Дальнего Востока, целостности Российской Федерации и сбалансированности транспортной среды отечественной экономики

     

    Лебедев Владимир Николаевич

    Президент ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия»

    Якушев Алексей Жанович

    ведущий эксперт ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия»

     

    "Нет и не может быть проблем Дальнего Востока!..

    Есть только проблемы Российской Федерации и граждан России, проживающих в Дальневосточном федеральном округе…"

     

    Основные геополитические и экономические вызовы Российской Федерации в северной части Тихого океана

    Российская Федерация только начинает формулировать свои геостратегические и экономические интересы, которые она может и должна реализовать в процессе участия в функционировании одного из крупнейших мировых экономических мегарегионов, сформировавшегося на берегах северной части Тихого океана. До настоящего времени сочетание только либеральной внешнеэкономической политики и политики приграничного сотрудничества привело к тому, что Россия и регионы Российской Федерации, территории которых попадают в зону действия процессов развития Тихоокеанского экономического мегарегиона, выступают в большей степени объектами происходящих здесь процессов, чем их субъектами. И дело не только в отсутствии четкой государственной политики и политической воли к её реализации. Дело не столько в экономической слабости Российской Федерации по отношению сопредельным государствам, сколько в социально-экономической слабости Дальневосточного федерального округа по отношению к другим федеральным округам и субъектам Российской Федерации.

    На территории, на которой в течение последних десятилетий происходит формирование экономического мегарегиона северной части Тихого океана, расположены:

    -  штат Аляска (США);

    -  прибрежные провинции западных территорий Канады;

    -  субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа [Чукотский автономный округ, Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Сахалинская область, с большой вероятностью под влияние экономического мегарегиона северной части Тихого океана будут вовлечены Республика Саха (Якутия), Амурская область и Еврейская автономная область];

    -  северо-восточные провинции Китайской Народной Республики;

    -  Республика /Южная/ Корея;

    -  Народно-Демократическая Республика /Северная/ Корея;

    -  северные префектуры Японии (прежде всего, префектура острова Хоккайдо) и префектуры японских территорий, расположенных южнее.

    Территорию экономического мегарегиона, формирующегося на берегах северной части Тихого океана, иллюстрирует Рисунок 1.

     

    При разработке Стратегии развития Дальневосточного федерального округа, формируемой ныне, а в последующем – Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в целом следует учитывать ключевые стратегические факторы, определяющие положение федерального округа в Российской Федерации и в экономическом мегарегионе, формирующемся на берегах северной части Тихого океана.

    Для Российской Федерации в первой половине XXI века основной риск также продолжает заключаться во включении территорий российского Дальнего Востока в сферу реальных жизненных интересов сопредельных государств (в первую очередь, КНР) и иных мировых центров силы, что грозит ослаблением влияния федерального центра на жизнедеятельность отдельных районов и зон, а в дальнейшем – утратой потребности данной территории в целом в оказании государственных услуг со стороны органов государственного управления. Это чревато потерей Россией территориальной целостности, реализацией сценария, который ни при каких обстоятельствах не может быть допущен. Для того, что бы предотвратить подобное негативное развитие событий необходимо:

    -  повышение качества и условий жизни граждан России, проживающих на российском Дальнем Востоке, до уровня, способного сделать территорию Дальневосточного федерального округа транспортно обустроенной и доступной, привлекательной для проживания как для ее коренного населения округа, так и для граждан Российской Федерации из других, в том числе удаленных от Дальнего Востока регионов России, в том числе, с более благоприятными климатическими условиями;

    -  интенсификация и увеличение объемов экономического взаимодействия экономики Дальневосточного федерального округа с экономиками других федеральных округов России, прежде всего, расположенных в европейской части Российской Федерации;

    -  вхождение экономических субъектов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, как уполномоченных представителей России в состав экономического мегарегиона, формирующегося на берегах северной части Тихого океана, а также технологически беспроблемное и экономически эффективное включение транспортной системы Дальневосточного федерального округа в транспортную систему формирующегося Тихоокеанского мегарегиона на условиях, максимально выгодных для России, при безусловном сохранении суверенитета, территориальной целостности и военной безопасности Российской Федерации.

    Для этого Дальний Восток как органическая часть единой России в кратчайшие сроки должен стать одним из новых центров притяжения ресурсов, прежде всего, инвестиционных и людских, и авторитетным проводником политики России по вопросам определения правил и условий деятельности в Тихоокеанском мегарегионе в условиях глобализации.

    Данная стратегическая цель сформирована из предпосылки, что процессы глобализации, происходящие в Тихоокеанском мегарегионе и в мире в целом, объективны и необратимы, что противостоять им невозможно, и поэтому их необходимо использовать на благо России.

    Для успешного движения к стратегической цели складывающуюся на российском Дальнем Востоке негативную социально-экономическую ситуацию следует в течение ближайшего десятилетия полностью переломить. В противном случае, фиксируемые тенденции приведут Российскую Федерацию и ее граждан к качественно новой, существенно более проблемной ситуации, на преодоление последствий которой понадобится значительно больше ресурсов, иная концентрация политической воли и иные инструменты ее реализации.

    В стратегической перспективе, учитывая низкую заселенность дальневосточных территорий Российской Федерации, сохраняющуюся на востоке России негативную демографическую ситуацию и посткризисные явления в отечественной экономике, которые, несмотря на фиксируемый и прогнозируемый социально-экономический прогресс, еще долго будут ощущаться Россией в целом и ее отдаленными регионами в частности, за перманентной и неафишируемой экономической экспансией соседних государств с высокой степенью вероятности последует экспансия политическая.

    Для нейтрализации данной угрозы необходимо формирование и применение механизмов консолидированного, взаимозависимого и взаимодополняющего развития восточных, центральных и западных регионов России, потенциально способных упредить и нейтрализовать любые выявленные риски и обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивое и гармоничное (естественное) развитие Дальнего Востока в составе Российской Федерации. Ключевыми элементами таких механизмов являются разрабатываемые в настоящее время общая и отраслевые концепции социально-экономического развития Дальнего Востока, важнейшей из которых на текущий момент является Концепция развития транспортной системы Дальневосточного федерального округа.

    Транспортная система Дальневосточного федерального округа как органическая часть единой транспортной системы Российской Федерации должна, в первую очередь, удовлетворять транспортные и логистические потребности отечественных хозяйствующих субъектов, граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, и мобилизационных потребностей оборонных ведомств, а также стать технологически и экономически привлекательной для использования ее мощностей зарубежными перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, в том числе, и в режиме транзита.

    Только подобное положение Дальнего Востока и транспортно-логистической системы Дальневосточного федерального округа позволит Российской Федерации и будущим поколениям россиян занять достойное место и сохранять свое влияние в мире в течение многих последующих десятилетий и столетий.

    Применение приемов и инструментов экономического районирования при формировании планов опережающего развития Дальневосточного федерального округа необходимо для того, чтобы с учётом реалий формирования и функционирования экономического мегарегиона на севере Тихого океана осуществить:

    -  проектирование транспортно-логистической системы федерального округа и ее последующее функционирование как элемента транспортной среды Российской Федерации;

    -  проектирование системы обеспечения высокой степени экономической безопасности Российской Федерации;

    -  проектирование социального развития дальневосточных территорий России в интересах проживающих там граждан Российской Федерации;

    -  инвестиционного и пространственное проектирование дальневосточных предприятий и кластеров:

    -  кластеров, эксплуатирующих биосферные ресурсы;

    -  кластеров индустриальной и транзитной экономик;

    -  инновационных кластеров;

    -  кластеров постиндустриальной экономики.

    Учитывая исходное разнообразие условий деятельности невозможно на всей территории Дальневосточного федерального округа проводить единую политику социально-экономического развития. При пространственной ориентации программ социально-экономического развития необходимо учитывать специфику отдельных дальневосточных территорий:

    -  значительно отличающихся друг от друга по экономико-географическим условиям;

    -  обладающих различными отраслевыми структурами производства;

    -  обладающих различными текущими и перспективными экономическими моделями экономической деятельности (от биосферной до инновационной);

    -  различным пространственным положением относительно основных транспортных коридоров и конфигурацией транспортных систем;

    -  различиями в геополитической уязвимости.

    В настоящее время планирование социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа осуществляется, как правило, на уровне субъектов Российской Федерации в рамках их административных границ (республик, краев, областей). При этом в составе одного региона (субъекта Федерации) часто находятся различные по классификационным признакам территории. Кроме того, наиболее крупные инвестиционные проекты Дальнего Востока планируются к реализации в рамках более чем одного региона (комплексные инвестиционные проекты).

    В силу сугубо рыночного характера современной экономической деятельности экономическое развитие и факторы экономического районирования во многом определяются транспортной, а точнее –  транспортно-логистической системой. Соответственно, и транспортная система Дальневосточного федерального округа как органическая часть единой транспортной системы и транспортной среды "обитания" Российской Федерации должна, в первую очередь, удовлетворять транспортные потребности отечественных хозяйствующих субъектов, граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, и мобилизационные нужды оборонных ведомств, а также стать технологически и экономически привлекательной для использования ее мощностей зарубежными перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, в том числе, и в режиме транзита.

    Для планирования социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, в том числе инвестиционного проектирования пространственно распределенных мегапроектов (например, транспортно-промышленных или транспортно-логистических), в качестве методического инструментария целесообразно применить принцип экономического районирования. Разумеется, границы выделяемых при этом экономических районов федерального округа будут достаточно условны. Более того, по мере экономического развития отдельных территорий или просто развития транспортно-логистической системы в целом, которая в силу безусловной товарности современной экономики является необходимым условием непрерывного и сбалансированного развития, границы экономических районов будут видоизменяться за счёт выделения территорий со своими специфическими особенностями экономического развития или за вхождения тех или иных участков территорий в состав других экономических районов. Причем, стратегически значимым условием является то, чтобы при формировании и последующей трансформации трансграничных экономических районов центры их кластеризации находились на территории Российской Федерации, а российские территории не попадали в зону экономического притяжения региональных кластеров, точки кластеризации которых, а следовательно, и центры управления находятся на территориях других (как правило, сопредельных) государств  и/или каким-либо иным способом обеспечивают чужие национальные интересы.

    В составе Дальневосточного федерального округа можно выделить пять экономических районов (локализуемых территорий) со сходными характеристиками:

    -  экономико-географическое положение;

    -  текущий уровень социально-экономического развития;

    -  сложившийся или формирующийся центр (центры1) кластеризации;

    -  уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, интегрирующей  отдельные локализуемые территории (экономические районы) во взаимоувязанный и взаимозависимый социально-экономический комплекс как части Дальневосточного федерального округа, так федерального округа и Российской Федерации в целом;

    -  геополитическое положение.

    Таким образом, на территории Дальневосточного федерального округа могут быть выделены следующие экономические районы, схематично показанные на Рисунке 2:

     

     

    . . .

     

    =====================

    1   Наличие нескольких пропорционально развивающихся центров кластеризации предполагает перспективу разделения экономического района на ряд экономических районов. Развитие центра кластеризации всегда опирается на находящийся на его территории транспортно-логистический центр, обслуживающий территорию и связывающий её экономику в экономиками других экономических районов

    2  

    Новости Стратегия-Центра
    4 ноября - День единения России 2015-11-04 (09:00:00)
    4 ноября - День единения единства России

    Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices) 2015-10-06 (12:00:00)
    Международный валютный фонд МВФ the International Monetary Fund IMF доклад Перспективы развития мировой экономики 2015 World Economic Outlook 2015 WEO 2015 Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье Adjusting to Lower Commodity Prices

    Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation) 2015-09-30 (12:00:00)
    Всемирный банк the World Bank 2015 Доклад об экономике России Russia Economic Report 34 Сложности адаптации и трансформации экономики Balancing Economic Adjustment and Transformation

    В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра 2015-04-03 (10:00:00)
    Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Набоков Анатолий Борисович Набоков А.Б. Лебедев Владимир Николаевич Лебедев В.Н. журнал Стратегический менеджмент № 1(29)/2015 статья Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса

    Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра 2015-03-26 (18:00:00)
    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Технический комитет № 227 "Мониторинг сложных технических систем" при Росстандарте организационное заседание

    Rambler's Top100

    © 2006