Тулендиев Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических центров (на примере Республики Казахстан)
Тулендиев Ерлан Ернисович Тулендиев Е.Е. Ерлан Тулендиев
Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических центров ТЛЦ на примере Республики Казахстан международный транспортный маршрут МТМ Европа - Западный Китай
На правах рукописи
Тулендиев Ерлан Ернисович
Научно-методические основы
развития системы региональных транспортно-логистических центров
(на примере Республики Казахстан)
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (логистика)
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва 2009
 
Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного института (государственный технический университет) и в отделе Инновационной логистики Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»)
Научный руководитель - д.э.н. Прокофьева Татьяна Анатольевна
Официальные оппоненты: д.э.н., Моргунов В.И., Главный научный сотрудник ОАО «ИТКОР», доцент
к.э.н., Гончаренко Станислав Степанович, президент Евроазиатского транспортного инновационного центра, профессор МГАВТ
Ведущая организация: Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» (ЗАО «Стратегия-Центр»)
Защита состоялась 19 ноября 2009 г. на заседании диссертационного совета Д 520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ИТКОР).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Динамичный темп развития рыночной экономики, а также ожидаемое вступление Республики Казахстан в ВТО и растущие потребности внутреннего рынка ставят новые задачи перед экономикой страны. В своем ежегодном Послании народу Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил семь ключевых кластеров, определяющих долгосрочную специализацию экономики Республики Казахстан в несырьевых отраслях. В их числе отмечена и транспортная логистика, которая в перспективе должна адекватно удовлетворять потребности экономики и населения в грузовых перевозках и успешно конкурировать на мировых рынках.
При развитии транспортного комплекса необходимо учитывать состояние и возможности экономики, а также лучшую мировую практику развития транспортно-логистических систем. Мировой опыт показывает, что динамичный рост экономики приводит к значительному росту объемов товародвижения и, соответственно, грузовых потоков, как внутренних, так и международных, в том числе транзитных. Но в условиях недостаточной развитости транспортной и логистической инфраструктуры производительность и эффективность транспортного комплекса страны снижается.
Отсюда вытекает высокая актуальность решения задач, направленных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в частности формирование системы региональных транспортно-логистических центров (РТЛЦ), как неотъемлемой и ключевой составляющей, обеспечивающей повышение эффективности функционирования транспортного комплекса Республики Казахстан.
Формирование в Казахстане экономики инновационного типа, интенсивное развитие рынка транспортных услуг, создание конкурентной среды в сфере товародвижения и международных перевозок грузов, существенные изменения в системе экономических взаимоотношений между участниками транспортного процесса при одновременном усилении интеграционных тенденций в мировой экономике требуют поиска адекватных рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, в качестве которых рассматриваются логистика и логистический менеджмент.
В мировой экономической системе логистика, как наиболее эффективный, рыночно-ориентированный способ планирования, формирования и развития товароматериальных и сопутствующих им потоков с наименьшими издержками во всей логистической цепи, прочно завоевала свои позиции. Важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем, охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы и страны.
Одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов республики, так и Республики Казахстан в целом, является формирование опорной сети региональных транспортно-логистических систем (РТЛЦ), что предопределяет актуальность настоящего диссертационного исследования, посвященного разработке научно-методических основ развития системы региональных транспортно-логистических центров с учетом специфики Республики Казахстан.
Опыт использования логистических систем (ЛС) в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7%-20%, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшается на 15%-30%, общие логистические издержки на 12%-35%, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20%-40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50%-200%.
Совершенствование действующих и внедрение новых методов научного обоснования развития опорной сети РТЛЦ приобретает особую актуальность в плане перспективы создания в Республике Казахстан логистических центров различных уровней, образующих в совокупности интегрированную транспортно-логистическую систему как прототип формируемого в Республике Казахстан транспортно-логистического кластера - одной из наиболее прогрессивных форм ускоренного инновационного развития страны.
Результаты анализа научных исследований, а также российского и зарубежного опыта управления перевозочным процессом показывают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования системы грузо- и товародвижения является создание опорной сети региональных транспортно-логистических центров, обеспечивающих повышение производительности транспортных средств, сокращение времени их оборота, повышение координации и взаимодействия видов транспорта, развитие мультимодальных и интермодальных перевозок грузов в контейнерах, предоставление клиентуре дополнительных сервисных услуг на уровне мировых стандартов.
Однако применительно к условиям Республики Казахстан уровень как теоретического, так и практического решения вопросов развития и размещения ТЛЦ, а также формирования транспортно-логистических систем явно недостаточен, особенно с учетом динамики и прогнозируемого развития экономики Республики Казахстан.
Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических основ развития системы региональных транспортно-логистических центров на примере Республики Казахстан для улучшение транспортно-логистического обеспечения экономики республики.
В соответствии с поставленной целью задачами диссертационного исследования являются:
- Анализ современного состояния и перспектив развития транспортного комплекса Республики Казахстан, его места и роли в модернизации экономики, расширении международного сотрудничества, реализации экспортного и транзитного потенциала республики в глобальной системе Евроазиатских транспортных коридоров.
- Исследование современного состояния и тенденций развития рынка логистических услуг, теоретического и практического опыта создания транспортно-логистических центров в Российской Федерации и странах Европейского Союза.
- Определение миссии, стратегических целей и задач, выполняемых РТЛЦ и построение графической модели организационно-функциональной структуры управления в РТЛЦ.
- Разработка методики маркетингово-логистической оценки целесообразности создания системы региональных транспортно-логистических центров в РК.
- Разработка экономико-математической модели рационального размещения РТЛЦ на территории РК.
- Разработка принципиальной схемы развития и размещения на территории РК системы региональных и международных транспортно-логистических центров в увязке с развитием национальных и международных транспортных коридоров (МТК).
- Разработка графической модели формирования на базе опорной сети РТЛЦ интегрированной национальной транспортно-логистической системы в республике Казахстан и механизма управления ее функционированием и развитием.
- Оценка экономической эффективности формирования и функционирования РТЛЦ в структуре транспортного комплекса Республики Казахстан.
Объектом исследования является региональная транспортно-логистическая система Республики Казахстан и ее структурные компоненты.
Предметом исследования является обоснование развития системы региональных транспортно-логистических центров с учетом специфики Республики Казахстан.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и эксплуатации транспорта, теории грузовых перевозок, логистики и управления цепями поставок, логистики транспорта и складской логистики, бизнес-планирования, инвестиционного проектирования и управления проектами, системного и причинно-следственного анализа, управления организациями и процессами, проектирования и строительства объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
Информационную базу исследования составили материалы государственных целевых программ развития транспортного комплекса, постановления Правительства Республики Казахстан по вопросам развития транспорта и экономики, Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года, Послание народу Президента Республики Казахстан (от 18.02.2005).
При подготовке диссертации использованы материалы Агентства по статистике, Таможенного комитета, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, НИИ автомобильного транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, материалы обследований грузопотоков, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым вопросам.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке на основе комплексного исследования региональных факторов и мировых тенденций методических рекомендаций по развитию и размещению логистических центров и формированию интегрированной транспортно-логистической системы с учетом специфики и условий Республики Казахстан.
На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования, составляющие элементы научной новизны:
1. Обоснованы понятие, миссия, стратегические цели и задачи, классификационные признаки и типология транспортно-логистических центров (ТЛЦ), организационно-функциональная структура управления ТЛЦ.
2. Разработана методика маркетингово-логистической оценки обоснования целесообразности формирования опорной сети региональных ТЛЦ в Республике Казахстан.
3. В экономико-математической модели рационального размещения РТЛЦ на территории Республики Казахстан предложена замкнутая модель, масштабно учитывающая топологию кратчайших маршрутов на графе большой размерности, а также избыточность назначения вершин в отношении системы кратчайших маршрутов.
4. Для нахождения оценок степени участия отдельных районов и областей Республики Казахстан в перевозках грузов использована регрессионная модель зависимости объема перевозимых грузов от других используемых в модели факторов, учитывающих уровень развития и специализацию производства, состояние сети дорог и транспортных узлов, численность населения, перспективы развития транспортных коридоров и др.
5. Разработана принципиальная схема развития и размещения мультимодальных ТЛЦ на территории Республики Казахстан в увязке с развитием национальных и международных транспортных коридоров.
6. Дана оценка экономической эффективности и определены перспективы формирования интегрированной национальной транспортно-логистической системы в Республике Казахстан.
Практическая значимость работы. Разработанные методические рекомендации представляют практический интерес и могут быть использованы органами государственного управления, научными и проектными организациями, транспортными и логистическими компаниями, инвестиционными, банковскими и другими коммерческими структурами, как непосредственно в Республике Казахстан, так и в других странах, прежде всего, в СНГ.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследований докладывались и были одобрены на 66 научно-технической конференции МАДИ (ГТУ), заседаниях кафедры «Автомобильные перевозки» (2005-2008), на международной научной конференции молодых ученных «Наука и образования - 2007» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. (Астана), на международной конференции «инновационные пути развития нефтегазовой отрасли республики Казахстан 2007» - КазНТУ им К.И.Сатбаева (Алматы), на V международной олимпиаде по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления - МСЭФ (Москва).
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 11 опубликованных работах, общим объемом – 13,4 п.л. (авторских – 6.5 п.л.), из них 5 публикаций - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертационного исследования определена его целью и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 154 наименования. Работа изложена на 163 страницах основного текста, включая 18 таблиц и 29 рисунков, а также 6 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование выбора темы диссертации, показана ее актуальность, сформулирована цель, задачи, предмет и объект исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе диссертации дается краткий анализ состояния транспортной системы Республики Казахстан, показаны приоритеты развития транспортной отрасли в модернизации экономики, обосновывается целесообразность логистического подхода к реализации Транспортной стратегии Республики Казахстан, исследуется состояние и тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг, проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения интер-и мультимодальных перевозок грузов в увязке с формированием национальных и международных транспортных коридоров. Большое внимание уделено анализу зарубежного опыта создания логистических центров.
Задача формирования и рационального размещения РТЛЦ может быть рассмотрена и успешно решена только при условии глубокого анализа грузопотоков и их перспектив.
Переход к рыночным отношениям отразился и на основных показателях деятельности транспортного комплекса (см. рис. 1). Так, объемы перевозок грузов по всем видам транспорта снизились с 1990 по 2000 годы. Это связано со спадом производства в целом по стране. Начиная с 2001 г. отмечается увеличение объемов перевозок. В 2008 г. по сравнению с 2000 г. объемы перевозок грузов возросли в 1,7 раза (рис. 1).
…
см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром
 strategcenter@gmail.com
Кроме того, см. фрагменты Отчета Стратегия-Центра о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 «Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года)» и ежеквартальных дополнений «Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20__ года. По состоянию на 01.__.20__» к Отчету Стратегия-Центра от 30.01.2009
 
 


 





|