• Общие сведения об ООО «Стратегия-Центр»
  • Миссия ООО «Стратегия-Центр»
  • Цели. Задачи. Принципы деятельности
  • Реквизиты Стратегия-Центр
  • Общие сведения о кадровом потенциале ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Специальные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Сотрудники ООО «Стратегия-Центр»
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стратегия-Центра
  • ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ Стратегия-Центра
  • Разработка стратегий, концепций и программ развития
  • Финансовое и инвестиционное консультирование
  • Правовая поддержка бизнеса
  • Проектирование и постановка систем управления
  • Локальное нормотворчество
  • Проектирование и сопровождение государственно-частных (ГЧП) и муниципально-частных партнерств (МЧП)
  • Экспертно-консалтинговые услуги концессионерам / концедентам
  • Проектирование и сопровождение сделок по слияниям и поглощениям / по покупке-продаже бизнеса
  • Разработка и сопровождение реализации противокризисных / кризисных / посткризисных программ
  • Разработка конкурсной документации и проведение конкурсов
  • Подготовка / экспертиза конкурсных заявок
  • Исполнение [сотрудниками] функций независимых директоров
  • Исполнение роли ведущей организации по внедрению результатов научных исследований или на этапе защиты диссертации
  • Сопровождение внешнеэкономической деятельности
  • Исполнение функций регионального / зарубежного представительства клиента / партнера
  • ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ: работы и услуги в интересах предприятий и организаций различных отраслей (сфер)
  • Библиотека Стратегия-Центра
  • Полезные интернет-ресурсы
  • Глоссарий Словарь Термины Определения Сокращения Аббревиатуры
  • Словарь основных внутрифирменных терминов Стратегия-Центра
  • Справочники и справочно-информационные материалы
  • Основные положения Клиентской политики ("Белой книги") ООО «Стратегия-Центр»
  • Регламент (алгоритм) взаимодействия ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами) /базовый/
  • Система документов, организующих и сопровождающих договорные отношения ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами)
  • Типовые формы отчетных документов ООО «Стратегия-Центр» (результатов выполнения работ и оказания услуг)
  • ПРИМЕРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ выполненных ЗАО «Стратегия-Центр» работ
  • Партнеры ООО «Стратегия-Центр»
  • Соглашение о сотрудничестве (партнерстве) /базовая форма/
  • Политика формирования и развития кадрового резерва ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на работу в ООО «Стратегия-Центр»
  • Перечень документов, которые обязан представить кандидат при оформлении на работу в ООО "Стратегия-Центр"
  • База «Инвестиционные заявки»
  • База «Предложения по вложению инвестиций»
  • Формы и образцы документов для Инвестиционного фонда Российской Федерации
  • 4 ноября - День единения России
  • Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices)
  • Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation)
  • В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра
  • Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра

  •      

    / Библиотека Стратегия-Центра / Публикации членов Команды Стратегия-Центр


    О ЗАО "Стратегия-Центр"

    Кадровый потенциал

    Проекты. Работы. Услуги

    Информационные ресурсы

    Заказчики

    Партнёры

    Кадровый резерв

    Инвестиционная площадка

    Новости Стратегия-Центра

     

    XI.2006 Инвестиционный климат и зарубежные инвестиции в Монголии

    экономика Монголии economy of Mongolia economy of the Mongolian People's Republic инвестиции инвестиционный проект инвестиционное развитие Монголии Монгольская Народная Республика МНР Республика Монголия Монгол Улс ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ ᠤᠯᠤᠰ Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс Монголын эдийн заса инвестиционный климат и зарубежные инвестиции в Монголии




    Стратегия концепция программа план проект развития Монголии
    см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром

    Экономика Монголии 2001-2010-2011-2020

    Кроме того, см. фрагменты Отчета Стратегия-Центра о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 «Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года)» и ежеквартальных дополнений «Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20__ года. По состоянию на 01.__.20__» к Отчету Стратегия-Центра от 30.01.2009

     Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Библиотека Стратегия-Центра стратегия стратегическое управление
    Темпы прироста реального ВВП МонголииИнфляция в экономике Монголии
    Объем экспортно-импортных операций между Российской Федерацией и Монголией в 2001-2010 годах экспорт импорт Россия Монголия



    Инвестиционный климат и зарубежные инвестиции в Монголии

    Михаил Попов

    кандидат исторических наук

    директор филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в г. Улан-Баторе, Монголия

    Сергей Филин

    кандидат технических наук (ныне также и доктор экономических наук), ведущий научный сотрудник

    ведущий эксперт ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия»
    консультант Департамента развития фондового рынка Монголии

    Алексей Якушев

    кандидат экономических наук (ныне - соискатель учёной степени "доктор экономических наук"), старший научный сотрудник

    ведущий эксперт (ныне - вице-президент) ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия»

    вице-президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации


    В 2006 году наш восточный сосед отмечает 800 лет "создания Чингисханом Великой Монголии". Наряду с этим отмечается 840 лет со дня рождения Чингисхана. Планируется на праздничные мероприятия пригласить лидеров и политиков разных стран и гостей со всего мира. Пожелаем же нашему доброму соседу Монголии и ее дружественному народу процветания и благополучия, а также увеличения объема высокоэффективных международных инвестиций, так необходимых любой стране для процветания, в том числе инвестиций из России.

    Со своей стороны монгольское правительство и монгольские компании готовы к работе с иностранными инвесторами для обеспечения финансового поступления, внедрения новейших технологий, современных принципов управления качеством продукции и выводом монгольских товаров на международный рынок.

    Наибольший интерес у международных инвесторов вызывают развивающиеся страны. Связано это с тем, что экономика большинства этих стран находится в состоянии стабильно быстрого роста, многие рынки, например фондовые, не являются высокоразвитыми, и инвестиции, как правило, имеют высокую доходность. Наблюдаемая в настоящее время тенденция перемещения иностранных инвестиций (наибольший темп роста был характерен для экономики Финляндии, Австрии, Южной Кореи, США, Испании, Китая и Ирландии) имеет логичное объяснение: они стремятся туда, где безопасно и создан благоприятный инвестиционный климат.

    Как известно, готовность иностранного инвестора к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от ее инвестиционного климата, т.е. от совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, определяющих уровень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

    Поэтому, чтобы принять решение о международных инвестициях, инвесторы должны быть уверены в том, что страна-реципиент безопасна, и в ней благоприятный инвестиционный климат. То есть иностранный капитал следует привлекать, создавая благоприятный инвестиционный климат. Рассмотрим с этой позиции Монголию как реципиента прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ).

    Интеграция Монголии в мировую экономику после 1990 года проходила в условиях сложной и драматической трансформации монгольского общества. После резкого сокращения российско-монгольского экономического сотрудничества экономика страны стала испытывать трудности и недостаток инвестиций. Смягчению кризиса способствовала финансовая помощь США, Германии, Великобритании, Японии, Китая, Южной Кореи и ряда международных валютно-кредитных организаций.

    Как известно, преодоление кризиса предполагает выстраивание новой экономической системы, адекватной сложившимся ожиданиям общества внутри страны и ее международному положению. В этих условиях от правительства Монголии потребовалось системное решение о создании модели интеграции в мировую экономику. Эта модель в свою очередь определила политику в области привлечения инвестиций, как внешних, так и внутренних. Сложившаяся ситуация требовала дифференцированного подхода к развитию различных сегментов общего инвестиционного рынка, таких как рынок прямых капитальных вложений, рынок недвижимости, рынок приватизируемых объектов, фондовый рынок и др., к инвестиционной политике в различных отраслях экономики, и, в первую очередь, приоритетных для Монголии. При построении открытой рыночной экономики для Монголии особую значимость приобрел вопрос обеспечения национальных интересов при помощи инструментов инвестиционной политики.

    В 1991 году в стране впервые был принят закон об иностранных инвестициях, а в 2001 и 2002 годах в него были внесены поправки, направленные на поддержку иностранных капиталовложений. Отличительной особенностью монгольского рынка ценных бумаг (РЦБ) является существенное число привилегий для иностранных инвесторов. Главными среди них являются: снятие ограничений, препятствовавших свободному движению капитала, благоприятные условия для привлечения средств из-за рубежа и защита иностранных инвесторов. Такое положение дел обусловлено большим спросом на инвестиционные ресурсы, с одной стороны, и потребностью в прибыльном вложении средств различных фондов крупных потенциальных инвесторов - с другой.

    С 1997 года Монголия является членом ВТО. В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны правительство заключает договоры «о стабильности», предоставляет инвесторам в приоритетных направлениях освобождение от таможенных пошлин и НДС на ввоз технологического оборудования и тяжелых механизмов, а также существенные льготы и скидки при выплате налога на доход. В перспективе правительством страны запланировано предоставление существенных льгот инвесторам, вкладывающим капитал в производство товаров экспортного направления.

    По величине прямых капитальных вложений в экономику Монголии лидирует Китай - 524 млн. долл. США, Канада - 184 млн. долл. США, США - 123 млн. долл. США, Южная Корея - 86 млн. долл. США, Япония - 66 млн. долл. США, Россия - 36 млн. долл. США.

    Необходимо отметить, что в декабре 2004 года Россией, как правопреемницей СССР, и Монголией было подписано соглашение о выплате Монголией только 300 млн из 10 млрд долл. долга России1, т. е. остальная сумма фактически списана. Как видно, инвестиции всех вышеперечисленных стран в экономику Монголии составляют менее 10% от инвестиций СССР и России. При этом 97% этих последних явились фактически безвозвратными и безвозмездными.

    За последнее десятилетие Монголия изменилась, она превращается в экономически, финансово и промышленно развивающуюся страну с прагматичной внешнеэкономической стратегией, нацеленной на активное вхождение в мировую экономику. Монголия занимает уникальное геополитическое положение, по сути, является геометрическим центром Азии, что позволяет развиваться бизнесу, в том числе российскому, на ее территории не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Монголия - потенциально важный экономический регион: страна обладает колоссальными природными ресурсами и занимает обширную территорию. По сообщению министра финансов Н. Алтанхуяга, прирост ВВП в 2005 году составил 6% (в 2004 году - 10,4%), что говорит о высоком экономическом потенциале и динамичном развитии страны. Доходы за 2005 год составили 63 млрд тугриков, а чистая прибыль за вычетом некоторых бюджетных расходов - 20-30 млрд тугриков.

    Монголия - молодая страна, и по темпу прироста населения входит в группу лидирующих государств мира. Из 2,7 млн человек населения 90% составляют халха-монголы (более 20 субэтнических групп) и слившиеся с ними ойраты, уйгуры и другие этнические группы тюркского происхождения (казахи, буряты, чахары, тунгусы и др.). Также на территории Монголии проживают временно или постоянно представители России и Китая (до 3,4% населения страны). Плотность населения 1,7 человека на кв. км [9].

    Не тронутая цивилизацией природа, сохранившийся кочевой уклад сельской жизни, традиции и обычаи этого древнего народа привлекают серьезное внимание мирового сообщества. Количество туристов, посещающих Монголию, ежегодно возрастает на 20%. Вместе с тем потенциал для развития туризма между Россией и Монголией пока используется недостаточно. Из 360 тыс. туристов, посетивших Монголию в 2005 году, Россия была представлена лишь 50 тыс.

    Иностранные инвесторы интересуются горнодобывающей и нефтяной отраслями промышленности, сельскохозяйственным и пищевым производством, туризмом, информационными технологиями и инфраструктурой. Также иностранным инвесторам предлагаются монгольской стороной конкретные проекты в банковско-финансовой сфере и приобретение объектов в рамках проводимой в настоящее время приватизации объектов госсобственности2.

    В Монголии имеется свыше 600 действующих месторождений и весьма значительные разведанные запасы полезных ископаемых более чем 80 видов, сосредоточенные более чем в 6500 разведанных и подтвержденных месторождениях. Из них экономическое значение имеют месторождения коксующегося и энергетического угля; урана; фосфоритов; нефти; меди и других цветных металлов; молибдена, вольфрама, шпата; сульфата натрия; драгоценных и редкоземельных металлов и др. Из 170 открытых месторождений нерудных промышленных материалов добыча осуществляется на 35. За последние годы значительно увеличилась добыча меди, угля, нефти и производство катодной меди. Монголия занимает 4-е место в мире по добыче плавикового шпата, 8-е - молибдена и 9-е - золота и вольфрама. По запасам золота она занимает 18-е место в мире.

    В Монголии уверенно и стабильно развивается животноводческая отрасль, в хозяйствах которой, несмотря на ряд природных катаклизмов, в 2005 году насчитывалось более 30 млн голов скота. Продукция животноводства все увереннее становится одной из основных статей экспорта страны.

    В настоящее время значительная часть иностранных капиталовложений направляется в первую очередь в горнодобывающую промышленность, одну из ведущих отраслей в экономике, вносящую в государственный бюджет около 270 млрд тугриков. Производство горнорудной промышленности в 2005 году составило 27% ВВП страны. Горнодобывающая промышленность обеспечила 60% всего объема экспорта3 и 65% доходов от налога на добавленную стоимость. Одна третья часть всего объема инвестиций, поступивших в экономику Монголии, также приходится на эту отрасль (по данным информационного агентства Монголии МОНЦАМЭ).

    Объем внешних капиталовложений в сферу услуг и отрасли легкой промышленности до 2000 года был значительно выше, чем в других отраслях. Большая часть иностранных капиталовложений с 2000 года осуществлялась в горнодобывающую, строительную и туристическую отрасли экономики. Объем ежегодных инвестиций, вложенных в разведку и добычу полезных ископаемых, в каждый последующий год после 2001 года практически равен объему инвестиций за весь период с 1997 по 2000 годы, что свидетельствует об активизации инвестиций в эту сферу за последние годы. В результате этого сданы в эксплуатацию крупные горнодобывающие предприятия, например, по производству золота - «Тавт» и «Боро», предприятие по выпуску цинкового концентрата «Тумуртэй» и т.д.

    Во времена социализма на средства СССР в Монголии проводились геологоразведочные исследования примерно на 20 млн американских долларов в год. На эти цели в 2004 году было затрачено около 92 млн долл. США, и Монголия была включена в первую десятку стран с наибольшими капиталовложениями в разведку полезных ископаемых в том году. На сегодняшний день примерно 45% территории государства охвачено разведочными и эксплуатационными лицензиями. Свыше двухсот иностранных компаний получили лицензии на исследование 45% территории Монголии. Среди иностранных инвесторов наибольшим количеством лицензий владеют инвесторы из Великобритании, Японии, России и КНР.

    В результате создания благоприятной инвестиционной среды в геологоразведывательной и горнодобывающей отраслях промышленности Монголии в последние годы компания «Айвэнхоу майнз Монголия» открыла месторождение меди и золота в Оюутолгое, предварительно установленные запасы которого составляют 22 млн. т меди и 760 т золота. Помимо этого, постепенно становится реальностью освоение соседних с Оюутолгоем месторождений - медного «Цагансуварга» и угольного «Тавантолгой». Если Монголия сможет грамотно использовать запасы угля Тавантолгойского месторождения, то оно сможет «кормить» страну несколько десятков лет наравне с СП «Эрдэнэт» и месторождением в Оюутолгое.

    Наряду с горнодобывающей отраслью существует возможность инвестирования и магистральную, особенно в железнодорожную, инфраструктуру и в энергосистему Монголии.

    В общей сложности 60% ныне действующих в Монголии предприятий - совместные. Среди них по числу созданных СП ведущее место в настоящее время занимают Россия и Китай.

    Хотя в последние годы со стороны России не было крупных капиталовложений, на ее долю приходится около 30% общего объема иностранных инвестиций, накопленных в монгольской экономике. Факты говорят о том, что российские бизнесмены начинают поворачиваться лицом к Монголии. По количеству СП и предприятий со стопроцентным российским капиталом в Монголии на начало 2004 года Россия уступала лишь Китаю и Южной Корее - было зарегистрировано 396 таких компаний, инвестировавших в монгольскую экономику 34,9 млн. долл. США. Внешнеторговый оборот Монголии с Россией занимает второе место после Китая и первое место по осуществлению экспортных операций. Протяженность границы Монголии с Российской Федерацией составляет 3,5 тыс. км, что является важным для приграничной территории фактором при осуществлении торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот между Россией и Монголией в 2004 году увеличился на 18% и составил около 400 млн долл. Общий объем экспорта из нашей страны в Монголию в 2004 году увеличился на 28,8% и составил примерно 341,9 млн. долл. США, из них 192,1 млн. долл. США - нефтепродукты.

    В настоящее время частный российский бизнес представлен 449 компаниями с российским капиталом, которые активно работают на рынке Монголии и видят серьезную перспективу своей деятельности. Среди предприятий с российским капиталом наиболее крупными являются СП «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет» (производство плавиково-шпатового концентрата и золота) и АО «Улан-Баторская железная дорога», соединяющая Россию с Китаем, которые производят продукцию и обеспечивают поставку большей части монгольского экспорта. Эффективная работа этих предприятий позволяет ежегодно пополнять бюджет Российской Федерации суммой, достигающей 200 млн. долл. США. В свою очередь, СП «Эрдэнэт» по добыче медно-молибденовой руды и производству медного и молибденового концентрата является самым крупным горнодобывающим предприятием в Монголии. Оно дает примерно половину валютных поступлений страны и почти 25% государственного бюджета.

    Успешно работают в Монголии компании по добыче золота со 100-процентным российским капиталом. Это, например, компания «Золотой Восток - Монголия», которая только в бюджет страны внесла более 15 млн долл.

    Кроме того, последнее время наблюдается повышенный интерес к развитию торгово-экономических отношений с Монголией и со стороны приграничных областей России. Так, перспективными или находящимися в стадии реализации являются инвестиционные проекты в дорожной, туристической и строительной сферах хозяйства, проект поставки в Монголию из Иркутской области электроэнергии и сжиженного газа, а обратно - мяса и мясопродуктов.

    Крупные российские компании («Северсталь», ЮКОС и др.) убедились в перспективности работы на монгольском рынке с товарами, имеющими высокую добавленную стоимость: горно-шахтное оборудование, самолеты и вертолеты, мини-заводы по переработке молочной продукции, животноводческого и сельскохозяйственного сырья и т. д.

    Российские предприниматели проявляют интерес к угольному месторождению «Тавантолгой» и готовы вкладывать крупные средства в перспективные месторождения. Соответствующие организации Монголии и России подписали протокол о намерениях эксплуатации этого месторождения еще в 2002 году, но реальные сдвиги в реализации соглашения произошли только сейчас. В частности, российские инвесторы готовы учредить СП с долями в уставном капитале 51:494, разработали бизнес-проект и готовы вложить в первую очередь предприятия около 1 млрд. долл. США. Согласно проведенным исследованиям, запасы коксующегося угля в России и Китае близки к исчерпанию (в России они подойдут к концу через 20 лет, Китай приостановил экспорт коксующегося угля еще в 2004 году). Месторождение «Тавантолгой», разведанные запасы которого составляют 6,5 млрд т угля, из которых 40% - коксующийся уголь, входит в число двадцати крупнейших угольных месторождений мира.

    В последнее время большой интерес к Монголии проявляют российские финансовые структуры, активно создающие эффективно работающие банковские организации, что является существенной поддержкой развития российского бизнеса в этой стране.

    К решению задач развития экономического сотрудничества между Россией и Монголией привлечены Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства5 и Российская академия бизнеса и предпринимательства.

    Монгольская сторона также заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с нашей страной, что подтверждается рядом принятых в последнее время документов, в том числе предоставлением определенных преференций российскому бизнесу в Монголии. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед нашими странами, сходны. Главные из них - принятие (в Монголии) и совершенствование (в России) законов о развитии малого и среднего предпринимательства; организация приграничного сотрудничества в области создания благоприятных условий для развития предпринимателями торговли между нашими государствами и привлечение в Монголию российских инвестиций. Монгольская сторона проявляет заинтересованность в импорте российских грузовых машин и строительной техники, оборудования для мясомолочной отрасли, для переработки продуктов сельскохозяйственного производства, для переработки сырья в горнодобывающей отрасли и др. с организацией свободной экономической зоны, примыкающей к российской границе в районе г. Кяхты.

    Однако современной форме российско-монгольского сотрудничества присущи и существенные недостатки. Так, большинство российских инвесторов в настоящее время составляют средние и мелкие предприниматели, а также частные лица, имеющие ограниченные финансовые возможности. Такие российские компании (кроме горнодобывающей и банковской сфер) после открытия через 3-4 года работы, как правило, ликвидируются. Основные причины этого - недостаточное изучение среды инвестирования и рынка, незнание законодательства, неудачный выбор партнера, слабый финансовый потенциал и т. д.

    В октябре 2005 году правительством Монголии был организован международный форум инвесторов в горнодобывающую промышленность. В нем участвовали более 200 предприятий из 27 стран. Россия была представлена лишь шестью участниками. И это при том, что на уровне правительств двух стран выражено понимание важности разработки новых совместных проектов в горнодобывающей отрасли. Вывод следующий: российский частный капитал слабо осваивает монгольский рынок, не использует опыт, наработанный в советский период истории. В частности, в Монголии представители России не всегда легко адаптируются в новых исторических условиях, когда ссылка на традиционную дружбу монголами не воспринимается, ведь теперь у них появились широкие возможности выбора партнера. Хотя монгольский народ по-прежнему испытывает дружественные чувства к России, но все теперь подчиняется закону рынка в условиях многосторонней конкуренции - как международной, так и со стороны монгольских инвесторов.

    Серьезно потеснив Россию на монгольском рынке после 90-х годов, Китай твердо придерживается линии расширения инвестиций в Монголии. Экономика КНР развивается интенсивно, выход из ситуации нехватки для нее сырья и электроэнергии китайское руководство видит среди прочего и в использовании богатых монгольских ресурсов. Китай не только самый большой партнер во внешней торговле Монголии (29,3%), но и самый большой инвестор монгольской экономики в течение последних семи лет (39% всех иностранных капиталовложений).

    Наибольшая доля китайских инвестиций направляется в геологоразведочную и горнодобывающую (58,6%), а также строительную (25%) отрасли промышленности. Китай также инвестирует капитал в сферу торговли и услуг, в текстильное производство, в развитие мелких и средних предприятий, в сельское хозяйство и в пищевую промышленность. Монголо-китайскими является треть всех СП в Монголии.

    Особенностью китайской инвестиционной политики является направление своей рабочей силы в страну. Также между Монголией и Китаем непрерывно растет обмен туристами, учащимися и бизнесменами. Здесь необходима хорошо продуманная политика со стороны Монголии в отношениях с Китаем: для монгольской общественности не очень понятны постоянный рост китайской рабочей силы, туристов, учащихся и бизнесменов при исторически осторожном отношении монголов к южному соседу [1].

    Япония активно и планомерно изучает возможности монгольской экономики и рынка. В настоящее время в стране действует 178 компаний с японским капиталом на сумму 64 млн. долл. США. При прямом инвестировании корпорации «Сумитомо» создана корпорация «Мобиком», японская компания HIS приватизировала сельскохозяйственный банк Монголии. Япония инвестирует капитал в основном в развитие транспорта и в добычу полезных ископаемых, а также в сферу торговли и услуг, в туризм, легкую и пищевую промышленность, сотовую связь. Монголию после 2002 года ежегодно посещают свыше 10 тыс. японских туристов.

    Южная Корея - крупный партнер Монголии. По неофициальным данным, в Южной Корее живут и работают около 17 тыс. монгольских граждан, в Монголии зарегистрировано более 200 компаний с южнокорейским капиталом. Южная Корея находится на втором месте среди инвесторов Монголии и на пятом - среди внешнеторговых партнеров [1].

    В последние годы во внешней политике США уделяют все большее внимание Монголии: Америка отводит Монголии важную роль в распространении экономических и политических реформ в регионе. Соединенные Штаты по различным каналам поддерживают процесс демократизации политической системы и переход к рыночным отношениям в экономике Монголии. С этой целью США до 2003 года оказали финансовую помощь в объеме 180 млн. долл. США. Также за последние семь лет Америка выделила Монголии более 100 млн долл. в виде технической помощи и подготовки кадров для программы реформ в стране.

    Инвестиции США в Монголию составляют 37 млн долл., и это лишь 4% всех иностранных инвестиций. В 2004 году был подписан основной договор о торговле и инвестициях. В настоящее время в стране имеется более 80 компаний с американским капиталом, которые работают в торговой и горнодобывающей областях, в туризме и общественном питании, в банковской сфере и в сельскохозяйственном производстве.

    Создание в Монголии открытой рыночной системы хозяйствования, занявшей определенное место в системе международных экономических отношений, можно считать свершившимся фактом. Вопрос в том, соответствует ли это место потенциальным возможностям страны и социально-экономическим ожиданиям и интересам большинства монгольского народа.

    * * *

    Как считают члены монгольского парламента - Великого государственного хурала (ВГХ), закон о полезных ископаемых, утвержденный в 1997 году, выполнил свою историческую миссию. Он помог, дав иностранным инвесторам законодательно-правовое обеспечение их деятельности и предоставив определенные льготы, привлечь в страну инвестиции. В настоящее время Монголия стала объектом пристального внимания со стороны крупных горнодобывающих компаний многих стран мира. Однако закон об инвесторах в части налоговых и других льгот отдает предпочтение зарубежным инвесторам и, зачастую, ущемляет интересы отечественных компаний.

    В частности, согласно закону о налогах, компании с иностранным капиталом на 3-5 лет освобождаются от налогов. Это создает значительные барьеры для национального капитала. А ведь это тоже инвестиции. Например, «новые» (недавно разбогатевшие) монголы, желающие вложить свой капитал в экономику страны, часто не могут этого сделать, так как существующая система налогообложения делает их инвестиции мало- или полностью неэффективными.

    Что же дали для жизни монгольского народа иностранные инвестиции? Монголия допустила ошибку, отдав в руки группы иностранцев и своих граждан национальные богатства. Здесь виноваты сами монголы, которые не смогли законодательно предусмотреть защиту национальных интересов страны. Нет также продуманной политики государства, которое не смогло создать необходимые условия для получения дохода от инвестиций граждан Монголии. И если закон по-прежнему будет работать только на иностранцев, страна будет по-прежнему оставаться нищей, будет жить только за счет кредитов и безвозмездной помощи. Настало время, когда государству, правительству Монголии необходимо законодательно устранить эту несправедливость. Одно из условий, которое необходимо предъявить иностранным инвесторам - это создание рабочих мест.

    С одной стороны, монгольский народ требует внести поправки в закон, с другой - иностранные инвесторы заинтересованы в действии прежнего закона. Правительство и ВГХ ищут пути урегулирования этой проблемы. Группа членов хурала представила проект закона о полезных ископаемых. В него в первую очередь внесены поправки, связанные с интересами государства. В частности предусмотрено повышение налога на использование полезных ископаемых.

    Сегодня организована открытая дискуссия по этому проекту. Некоторые политики считают: зачем жить монголам в бедности, имея огромные богатства, если их правильное использование предоставит возможность увеличить налоговые поступления в государственный бюджет? Поэтому пришло время изменить несправедливые законы, по которым национальные инвесторы лишены возможности конкурировать на равных условиях с иностранными. В свою очередь, члены ВГХ считают, что не надо бояться, что жесткость нового закона о полезных ископаемых приведет к уходу иностранных инвесторов - они вряд ли покинут монгольский рынок, как только будет введен в действие новый закон.

    Решение этой проблемы заключается, по их мнению, не только в необходимости внесения поправок в закон о полезных ископаемых. Нужно также внести соответствующие поправки в законы об иностранных инвестициях, о налогах, о ценных бумагах, в другие сопутствующие законы и распоряжения. Например, в закон об иностранных инвестициях необходимо внести поправки, связанные с устранением всех льгот для иностранных граждан.

    Другая группа политиков говорит о том, что ныне действующий закон создает благоприятные условия для иностранных инвесторов, и если изменить эти условия, инвесторы вынуждены будут ограничить вложение капитала в монгольскую экономику. Зарубежные инвесторы обеспокоены тем, что по новому закону, возможно, появятся дополнительные препятствия при реализации крупных долгосрочных проектов.

    Кроме приводимых доводов, касающихся непосредственно полемики о принятии закона о полезных ископаемых, существуют и другие аспекты, касающиеся формирования режима функционирования в государстве национальных и иностранных инвестиций.

    1. Сегодня все подчиняется законам рынка не только внутри Монголии (например, российские инвесторы вынуждены работать на монгольском рынке в условиях многосторонней конкуренции - как международной, со стороны Китая, Японии, Южной Кореи и т. д., так и со стороны монгольских инвесторов), но и вне ее. Сама Монголия участвует в конкурентной борьбе за инвестиции с Китаем, Россией, Южной Кореей, другими конкурентами - странами Южной и Юго-Восточной Азии. Точно также как, например, сама Россия ведет жесткую конкурентную борьбу за международные инвестиции со странами СНГ, Восточной Европы, с Турцией, Бразилией, Мексикой и др.

    Российские инвесторы, как, впрочем, и инвесторы других стран, стоят перед конкурентным выбором страны инвестирования. И это будет государство, которое обеспечит наиболее благоприятный инвестиционный климат, большую доходность и максимальную безопасность инвестиций.

    В этих условиях важной целью государственных регулирующих органов является нахождение баланса между обеспечением определенного протекционизма (принятие поправок, связанных с устранением всех льгот для иностранных граждан), защиты интересов национальных инвесторов и поддержанием доверия зарубежных инвесторов к инвестиционному рынку.

    2. Международные инвестиции «стремятся» туда, где безопасно и создан благоприятный инвестиционный климат на основе взаимной выгоды, который определяется, в частности, уровнем политической и социальной стабильности, устойчивостью денежной единицы, условиями налогообложения и др. Является ли в настоящее время Монголия такой безопасной для иностранных инвесторов и инвестиций страной с благоприятным инвестиционным климатом?

    Для того чтобы Монголия могла эффективно встроиться в мировую экономику на правах надежного партнера, в ее налоговой сфере целесообразно установить, что прибыльность предприятия не менее важна для государства, чем исполнение налоговых обязательств. Связано это с тем, что налоговая политика государства в большинстве стран мира определяет следующее: с одной стороны, всякий гражданин, в данном случае инвестор, обязан, прежде всего, исполнять законы той страны, в которой он осуществляет деятельность, вкладывает капитал и имеет имущество; с другой стороны, хотя всякий гражданин (инвестор) и обязан платить налоги, однако он не обязан вести свои имущественные и личные дела таким образом, чтобы обеспечивать максимальный налоговый платеж в бюджет.

    Есть и другие факторы, оказывающие негативное влияние на приток иностранных инвестиций в Монголию.

    Во-первых, негативным фактором, оказывающим существенное влияние на функционирование фондового рынка страны в настоящее время, является ситуация, вызванная банкротством банков, в которых были открыты расчетные счета для учета операций по сделкам участников Монгольской фондовой биржи. С крахом этих банков исчезли и финансовые активы участников сделок на бирже. Быстрым и наименее болезненным выходом для всех участников фондового рынка из создавшейся ситуации, серьезно затрудняющей в настоящее время полноценное функционирование фондовой биржи, была бы компенсация государством полностью или частично потерь, понесенных участниками сделок на бирже в результате банкротства банковских структур, осуществлявших депозитарную функцию. Однако для этого должен быть принят закон, например, подобный действующему в США, о государственном страховании финансовых активов участников сделок на фондовой бирже. Такой закон предусматривает частичную или полную компенсацию, в зависимости от величины потери финансовых активов, понесенной участниками сделок на бирже.

    Пока такое решение отсутствует, операции, объем которых значительно сократился, для обеспечения хотя бы ограниченного функционирования биржи осуществляются в значительной степени посредством взаимозачета на расчетных счетах участников сделок. Акции приватизируемых предприятий оформляются на имя новых владельцев также взаимозачетом.

    Во-вторых, внешний государственный долг Монголии, даже после фактического списания долга России, составляет в настоящее время 300 млн. долл. США, или 93% ВВП.

    В-третьих, в Монголии в течение уже нескольких лет нет и политической стабильности. Как известно, 12 января 2006 г. более половины членов коалиционного кабинета министров - члены Монгольской народной революционной партии (МНРП) - подали в отставку. В монгольском парламенте 76 депутатских мест, 38 из которых занимают депутаты от МНРП. Кабинет министров страны был сформирован в августе 2004 года. Десять министерских постов в нем принадлежали представителям МНРП, остальные семь - объединению «Родина - Демократия» (РД). Ушедшие в отставку министры возложили ответственность за это на премьер-министра Цахиагийна Элбэгдоржа (представляющего второго члена правительственной коалиции - РД), из-за снижения экономического роста и увеличения инфляции вследствие провала национальной экономической политики, из-за неспособности вывести страну из экономического спада и эффективно бороться со снижением уровня жизни большинства населения с момента избрания премьер-министра в 2004 году, а также в знак протеста против роста коррупции и неспособности премьер-министра, по их мнению, наладить работу правительства, и потребовали его немедленного отстранения от должности. В свою очередь, сторонники премьер-министра Цахиагийна Элбэгдоржа обвиняют МНРП в нежелании бороться с коррупцией в структурах исполнительной власти. Исполнительная власть в Монголии оказалась в глубоком кризисе, после того как ВГХ 13 января 2006 г. проголосовал за роспуск правительства.

    В-четвертых, коррупция является серьезной проблемой для международных инвесторов в Монголии. Как известно, особым толчком к всплеску напряженности в январе 2005 года стала инициированная премьер-министром страны Ц. Элбэгдоржем кампания борьбы с коррупцией, приуроченная к визиту президента США Дж. Буша в страну в ноябре 2005 года. Борьба эта затронула некоторых высокопоставленных чиновников, имеющих отношение как к МНРП, так и к Монгольской демократической партии (МДП), что вызвало серьезный резонанс в обществе и негативно сказывается до сих пор на положении этих партий.

    В-пятых, по данным министра финансов Н. Алтанхуяга, инфляция в 2005 году превысила 8%6. Такой ее уровень существенно снижает эффективность долгосрочных ПИИ.

    В-шестых, в обществе очень высока социальная напряженность. Как известно, демонстрация, организованная гражданскими общественными организациями «Радикальная реформа» и «Здоровое общество», была направлена против необоснованного повышения стоимости проезда в городском транспорте, что в итоге привело к глубокому кризису исполнительной власти в стране.

    3. Одним из главных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, и в первую очередь иностранных, в экономику Монголии является недостаточное раскрытие монгольскими эмитентами информации о себе и их "непрозрачность". Причины несоответствия представляемой национальными эмитентами информации международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и невыполнения ими требований законодательства и условий инвесторов вызваны особенностями развития и формирования в стране рынка ценных бумаг.

    4. Разработка финансовых инструментов инвестиционного характера, посредством которых осуществлялось бы инвестирование в реальный сектор экономики: в результате приватизации на рынке ценных бумаг Монголии до настоящего времени такие инструменты не появились.

    5. Законодательно-правовое регулирование инвестиций в XXI веке должно учитывать появление возможности участвовать виртуально на многих рынках, не выходя из дома, расширение спектра различных финансовых инструментов, использование новых технологий возможность проведения аналитических исследований широкими кругами инвесторов, увеличение скорости и "прозрачности" торговли.

    Одной из основных черт, ставших характерными для последних лет, является то, что инвесторы не собираются ограничивать инвестиции географическими или страновыми рамками. Они готовы вкладывать их настолько широко, насколько это позволяют технологии и законы, и тем в большем объеме, чем больший доход эти инвестиции обеспечивают. В мире, где границы открыты для перемещения капитала, и связь устанавливается моментально, существует только один рынок - мировой. И при правовом регулировании инвестиций должен приниматься во внимание тот факт, что инвестиционный рынок все более и более перешагивает национальные границы и становится глобальным.

    В этих условиях индустрия инвестиционного рынка претерпевает существенные изменения: осваиваются новые рынки, внедряются новые инвестиционные инструменты, консолидируются и укрупняются организации инфраструктуры, изменяются принципы ведения бизнеса. Доминировать на современном инвестиционном рынке будут те, кто использует преимущества современных инвестиционных технологий, устанавливает новые каналы доступа к своим рынкам, создает новые рынки и обеспечивает максимально эффективное регулирование инвестиционной деятельности для всех без исключения участников инвестиционного рынка у себя в стране.

    Изменения в технологии являются своеобразным вызовом регулирующим органам. Перед ними встают одновременно две задачи - реформирование механизмов привлечения инвестиций в соответствии с современными мировыми тенденциями и защита интересов инвесторов. На сегодняшний день, когда процесс создания глобального инвестиционного рынка стал реальностью, которая позволяет получать доступ к дешевым инвестиционным ресурсам, регулирующие органы должны свыкнуться с тем, что территориальные и национальные границы инвестиционного рынка постепенно стираются, а сами инвестиционные рынки интегрируются.

    Глобализация инвестиционных рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий создают новый инвестиционный ландшафт и обостряют конкурентную борьбу всех инфраструктурных элементов инвестиционного рынка и его участников, заставляют их совершенствоваться технически, технологически, организационно и законодательно.

    6. Очевидно, что условием более широкого участия инвесторов на монгольском рынке является доверие к инвестиционным рынкам. Гласное и эффективное государственное регулирование и то доверие, которое оно создает, является существенным для роста инвестиций в Монголию. Риск является неотъемлемым элементом любого инвестирования, поэтому его сокращение является существенным элементом эффективного размещения капитала. Немногие готовы участвовать в игре, где правила используются в интересах инсайдеров. В то же время инвесторы склонны инвестировать капитал, если правила ясны и едины для всех участников, что является ключевой задачей законодательно-правового регулирования инвестиционной деятельности.

    Такое регулирование должно включать обеспечение режима информационной открытости, равенство инвесторов и защиту их прав и интересов, включая право на судебное разбирательство.

    Необходимо усилить гарантии по наиболее значимым государственным программам и проектам.

    7. Оптимизация взаимосвязей между миграционной и инвестиционной политикой - важнейшая системная задача, которую каждая сторона решает в собственных интересах. Необходимо исследовать вопрос, какие функции, связанные с обслуживанием иностранных, в частности китайских, инвестиций, не могут или не хотят эффективно выполнять граждане Монголии, и строить миграционную политику исходя из этого, а возможно, ввести квотирование привлечения иностранной рабочей силы.

    8. Одним из способов смягчения проблемы создания рабочих мест для граждан Монголии в компаниях с зарубежным капиталом, в которых 70%-100% персонала - это сограждане инвесторов, является развертывание программы переподготовки рабочей силы, это будет способствовать повышению конкурентоспособности граждан страны на рынке труда, как в части обслуживания иностранных инвестиций, так и в других областях.

    9. Одним из эффективных методов привлечения иностранных инвестиций в страну должна стать реализация государственных программ сокращения трансакционных издержек иностранных инвесторов.

    10. Необходима разработка механизмов, инструментов и мероприятий трансформации сбережений населения в инвестиции [4, 5]. Проблема инвестиций для Монголии в настоящее время заключается также в том, чтобы суметь задействовать внутренние сбережения населения в интересах экономического развития. В современных условиях на общегосударственном уровне и в аймаках (областях Монголии) необходимо привести в действие такие механизмы, которые при особом упоре на эффективность и доверие к законам смогут привлечь внутренние сбережения населения для инвестирования в экономику страны. Именно эти средства являются в современных условиях наиболее реальным источником, как по возможности привлечения, так и по объему, они позволят покрыть инвестиционный дефицит в монгольской экономике.

    Эти средства могли бы сыграть значительную роль в активизации инвестиционного процесса, если создать специальный экономический механизм - систему денежных займов, гарантированных облигаций и др., а также систему законодательных норм (инвестиционный кодекс), которая позволила бы направить поток инвестиционных ресурсов на решение задачи экономического развития Монголии.

    Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды, среднесрочные и долгосрочные обязательства правительства при условии достаточного уровня доходности, доверия, при развитом рынке ценных бумаг и высокой их ликвидности. Очевидно, что, имея государственную гарантию возврата вкладов по долгосрочным депозитам, население предпочтет отнести деньги в банк, а не хранить их дома.

    При привлечении средств населения посредством проведения государственных займов следует помнить, что в этом случае при определенных условиях происходит вытеснение части инвестиций из производственного процесса за счет связывания части денежных средств населения. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. А ее рост, в свою очередь, сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами, какой и является экономика Монголии, подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой будет скорее стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

    «Инвестиционная склонность» населения во многом определяется уровнем доходов, стремлением к сбережениям и опытом инвестирования. Как правило, граждане предпочитают высокую степень ликвидности и минимальный срок отвлечения средств. Поэтому для привлечения их личных сбережений необходимо использовать нерыночные инструменты с высокой ликвидностью. Поэтому при размещении займов среди населения необходимо учитывать, что в связи с низким уровнем жизни значительной его части в аймаках приоритетными при сбережении денег выступают цели не инвестиционного, а зачастую потребительского характера. В условиях ежегодного высокого темпа инфляции основным мотивом приобретения государственных ценных бумаг является не получение гарантированного дохода, а стремление обезопасить сбережения от обесценивания.

    Для ликвидации существующего инвестиционного дефицита и привлечения в Монголию более широкого потока международных инвестиций целесообразно в кратчайший срок решить вышеперечисленные проблемы.

    * * *

    Переходный период, характеризовавшийся ускоренным демонтажом социализма и быстрым внедрением привнесенных извне ценностей в сфере идеологии и управления экономикой, завершился. Стало очевидным, что политика повышения инвестиционной привлекательности Монголии для иностранного капитала, проводившаяся либеральными методами, сыграла свою роль и нуждается в корректировке. Настало время реализации прагматичного подхода, опирающегося на сложившиеся реалии и обеспечение интересов большинства народа.

    Такая корректировка, по мнению авторов, должна заключаться в повышении роли государства в регулировании процессов экономического развития, в частности инвестиционных процессов. Одним из путей решения этого вопроса может стать создание частно-государственных финансово-промышленных групп с широким привлечением иностранного капитала. Для развертывания работы в соответствии с этой политикой необходимо следующее:

    – разработать стратегию создания новых и развития действующих финансово-промышленных групп. Особое внимание следует уделить разработке и апробации методов реализации этой стратегии. Она позволит улучшить инвестиционный климат Монголии;

    – выделить среди основных направлений экономического развития страны сферы, влияющие на уровень ее экономической безопасности;

    – разработать комплекс государственных мер содействия использованию государственных инвестиций для развития отраслей, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию стратегии страны на внешних и внутренних рынках, а также стратегии во внутренней социально-экономической политике и эмиграционной стратегии.

    Особое внимание следует уделить региональной стратегии.

    Планирование социально-экономического развития страны и ее места в мире требует учета основных тенденций развития и структурных изменений мировой экономики. Одна из таких тенденций - создание трансграничных и приграничных экономических кластеров. В частности, в настоящее время в Центральной Азии формируется новый перспективный экономический регион, в который войдут Северо-Западный Китай, Монголия, прилегающие области России, возможно, Киргизия и некоторые области Казахстана. Государства, в которых уже идет процесс формирования таких кластеров, должны строить свою экономическую и прежде всего инвестиционную стратегию и политику с учетом этого фактора. Остановить этот процесс невозможно, его можно и необходимо использовать на благо развития всех государств нового центрально-азиатского экономического региона, в том числе и Монголии, создав, например, условия для размещения на своей территории ядра кластера (кластеров), что обеспечит концентрацию здесь финансовых и интеллектуальных ресурсов. Решение этой задачи требует прогнозирования основных тенденций образования кластеров и энергичного управления процессом их формирования. Следует учитывать, что Китай активно занимается решением этих вопросов. Не отстают от него Южная Корея и Япония. Активность России и Монголии в этом направлении оставляет желать лучшего, несмотря на то, что нашим странам было бы объективно выгодно объединить свои усилия. За эту пассивность в управлении трансграничным и приграничным кластерообразованием придется расплачиваться в будущем.

    Для решения этой проблемы необходима скорейшая разработка концепции комплексных мер трансграничного государственного развития малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в зоне приграничного сотрудничества России и Монголии. В настоящее время российской стороной в лице Министерства экономического развития и торговли в рамках программы приграничного сотрудничества разрабатывается концепция инновационной модели приграничного сотрудничества между Монголией и Россией. Для практической реализации этой концепции, в том числе на стадии разработки, необходимо, безусловно, участие монгольской стороны, в частности в лице Министерства промышленности и торговли Монголии и монгольского Фонда поддержки малых и средних предприятий.

    В рамках упомянутой концепции необходимо предусмотреть создание международного технопарка для развития приграничного сотрудничества в интересах малого и среднего предпринимательства обеих стран.

    Необходима также разработка концепции и предложений о создании инфраструктуры деловых услуг для малых и средних предприятий в рамках организации инновационной модели приграничного сотрудничества.

    Как показывает мировой опыт, в том числе опыт России и Монголии, эффективность государственной политики определяется не только качеством ее разработки и адекватностью социально-экономическим ожиданиям и интересам большинства народа, но и эффективностью системы государственного управления, которое во многом предопределяется четкостью распределения полномочий и сложившейся практикой администрирования, в том числе на местах. Могут быть использованы как экономические, так и административные методы реализации инвестиционной политики. Особое место среди них занимают государственные целевые программы, содержащие набор методов решения конкретной проблемы. Наряду с этим необходимо совершенствовать инфраструктурные подсистемы реализации инвестиционной стратегии и политики, такие как научно-техническое, правовое, ресурсное, финансовое, технологическое, инновационное, общественное, дипломатическое и другие виды обеспечения принимаемых мер.

    ----------------------

    1  - Объем монгольского долга СССР составлял 11,4 млрд так называемых переводных рублей. По подсчетам агентства Standard & Poor’s, это - 10 млрд. долл. США, что в десять раз больше годового ВВП Монголии

    2 - В соответствии с «Основными направлениями развития экономики на 2001-2004 годы», «Основными направлениями проведения приватизации крупных стратегических объектов» и программой правительства Монголии на 2004-2008 годы, нацеленными на приватизацию монгольской промышленности, в том числе и стратегически важных для России объектов (энергетика, инфраструктура, предприятия по переработке товаров традиционного монгольского экспорта), государство осуществляет приватизацию определенной части акций государственных предприятий через фондовую биржу

    3 – По другим данным 1) 17,3% ВВП, 64,7% валовой промышленной продукции и 70% экспорта; 2) 10,3% ВВП, 54% валовой промышленной продукции и 65% экспорта страны

    4 - В настоящее время 51% акций Тавантолгойского месторождения принадлежит местному руководству и 49% - акционерной компании «Тавантолгой».

    5 - Деловой партнер и исполнительный орган Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального собрания России

    6 – По другим данным – свыше 10%

    ______________

    Литература:

    1. Дугаржав Л. Монголия - привлекательная страна для иностранных инвестиций // Инвестиции в России. 2006. № 5. с. 9-12.

    2. Филин С. А. Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2003.

    3. Хасаев Г. Р., Михеев Ю. В. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через партнерство - к будущему) // Компас промышленной реструктуризации. 2003. № 5 (6). с. 18-21.

    4. Цэдэнрагчаагийн Н., Филин С. А. Рынок ценных бумаг Монголии // Вестник НАУФОР. 2002. № 4. С. 60 -64; № 8. с. 61-64.

    5. Цэдэнрагчаагийн Н., Филин С. А. Формирование рынка ценных бумаг в Монголии // Дайджест-финансы. 2002. № 4 (88). с. 20-35.

    6. Цэдэнрагчаагийн Н., Чайковская Л. А., Попов М. А. и др. Практика введения международных стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита в Монголии // Международный бухгалтерский учет. 2002. № 7 (43). с. 21-28.

    7. Цэдэнрагчаагийн Н., Ядамжавын А., Чайковская Л. А. и др. Сходства и различия при реформировании российской и монгольской систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) //Финансы и кредит. 2003. № 21 (135). с. 42-53.

    8. Цэдэнрагчаагийн Н., Ядамжавын А., Чайковская Л. А. и др. Сходства и различия при реформировании российской и монгольской систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2003. № 9 (57). с. 40-50; № 10 (58). с. 41-50; № 11 (59). с. 34-43.

    9. http://archive.travel.ru.

     

    Данный материал был опубликован в журнале «Инвестиции в России», № 11, 2006

    Новости Стратегия-Центра
    4 ноября - День единения России 2015-11-04 (09:00:00)
    4 ноября - День единения единства России

    Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices) 2015-10-06 (12:00:00)
    Международный валютный фонд МВФ the International Monetary Fund IMF доклад Перспективы развития мировой экономики 2015 World Economic Outlook 2015 WEO 2015 Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье Adjusting to Lower Commodity Prices

    Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation) 2015-09-30 (12:00:00)
    Всемирный банк the World Bank 2015 Доклад об экономике России Russia Economic Report 34 Сложности адаптации и трансформации экономики Balancing Economic Adjustment and Transformation

    В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра 2015-04-03 (10:00:00)
    Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Набоков Анатолий Борисович Набоков А.Б. Лебедев Владимир Николаевич Лебедев В.Н. журнал Стратегический менеджмент № 1(29)/2015 статья Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса

    Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра 2015-03-26 (18:00:00)
    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Технический комитет № 227 "Мониторинг сложных технических систем" при Росстандарте организационное заседание

    Rambler's Top100

    © 2006