• Общие сведения об ООО «Стратегия-Центр»
  • Миссия ООО «Стратегия-Центр»
  • Цели. Задачи. Принципы деятельности
  • Реквизиты Стратегия-Центр
  • Общие сведения о кадровом потенциале ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Специальные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Сотрудники ООО «Стратегия-Центр»
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стратегия-Центра
  • ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ Стратегия-Центра
  • Разработка стратегий, концепций и программ развития
  • Финансовое и инвестиционное консультирование
  • Правовая поддержка бизнеса
  • Проектирование и постановка систем управления
  • Локальное нормотворчество
  • Проектирование и сопровождение государственно-частных (ГЧП) и муниципально-частных партнерств (МЧП)
  • Экспертно-консалтинговые услуги концессионерам / концедентам
  • Проектирование и сопровождение сделок по слияниям и поглощениям / по покупке-продаже бизнеса
  • Разработка и сопровождение реализации противокризисных / кризисных / посткризисных программ
  • Разработка конкурсной документации и проведение конкурсов
  • Подготовка / экспертиза конкурсных заявок
  • Исполнение [сотрудниками] функций независимых директоров
  • Исполнение роли ведущей организации по внедрению результатов научных исследований или на этапе защиты диссертации
  • Сопровождение внешнеэкономической деятельности
  • Исполнение функций регионального / зарубежного представительства клиента / партнера
  • ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ: работы и услуги в интересах предприятий и организаций различных отраслей (сфер)
  • Библиотека Стратегия-Центра
  • Полезные интернет-ресурсы
  • Глоссарий Словарь Термины Определения Сокращения Аббревиатуры
  • Словарь основных внутрифирменных терминов Стратегия-Центра
  • Справочники и справочно-информационные материалы
  • Основные положения Клиентской политики ("Белой книги") ООО «Стратегия-Центр»
  • Регламент (алгоритм) взаимодействия ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами) /базовый/
  • Система документов, организующих и сопровождающих договорные отношения ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами)
  • Типовые формы отчетных документов ООО «Стратегия-Центр» (результатов выполнения работ и оказания услуг)
  • ПРИМЕРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ выполненных ЗАО «Стратегия-Центр» работ
  • Партнеры ООО «Стратегия-Центр»
  • Соглашение о сотрудничестве (партнерстве) /базовая форма/
  • Политика формирования и развития кадрового резерва ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на работу в ООО «Стратегия-Центр»
  • Перечень документов, которые обязан представить кандидат при оформлении на работу в ООО "Стратегия-Центр"
  • База «Инвестиционные заявки»
  • База «Предложения по вложению инвестиций»
  • Формы и образцы документов для Инвестиционного фонда Российской Федерации
  • 4 ноября - День единения России
  • Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices)
  • Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation)
  • В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра
  • Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра

  •      

    / Библиотека Стратегия-Центра / Проекты федеральных законов и нормативных актов *


    О ЗАО "Стратегия-Центр"

    Кадровый потенциал

    Проекты. Работы. Услуги

    Информационные ресурсы

    Заказчики

    Партнёры

    Кадровый резерв

    Инвестиционная площадка

    Новости Стратегия-Центра

     

    Проект федерального закона "О развитии малой авиации в Российской Федерации"

    проект федерального закона законопроект гражданская авиация Российской Федерации воздушный транспорт России развитие гражданской авиации России развитие АОН развитие малой авиации авиация общего назначения АОН России малая авиация России Российской Федерации развитие малой авиации России региональная авиация развитие региональной авиации России воздушное право Российской Федерации Civil Aviation Law of Russia воздушные суда малой авиации средства техника малой авиации



    ВНИМАНИЮ

    заинтересованных профессионалов

    Свои предложения о внесении изменений и дополнений в законопроект (с конкретными ссылками и формулировками; если возможно - в соответствие со стандартами законотворческой работы, принятыми в Государственной Думе Российской Федерации) можно направить либо в адрес авторов законопроекта, либо в адрес одного из профессиональных авиационных объединений, либо в адрес Стратегия-Центра.

    Мнения о законопроекте рекомендуем размещать на форумах "авиационных" сайтов.
    Одно из мнений Стратегия-Центра: к сожалению, законопроект не дает четкого ответа на исходный вопрос [определения] "Что такое "малая авиация", как объект правового регулирования?"

    Дополнительно см. раздел  Малая авиация России  Справочника на сайте Стратегия-Центра





    Консультационно-деловой проект " Cтратегия-Центр-Авиа "

    Стратегия-Центр гражданская авиация России консультационно-деловой проект Стратегия-Центр-Авиа

    см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром

    Кроме того, см. фрагменты Отчета Стратегия-Центра о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 «Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений основных макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года)» и ежеквартальных дополнений «Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20__ года. По состоянию на 01.__.20__» к Отчету Стратегия-Центра от 30.01.2009

    Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Библиотека Стратегия-Центра стратегия стратегическое управление


    По состоянию на 01.07.2008

    П Р О Е К Т
    Законодательная инициатива Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

    «О развитии малой авиации в Российской Федерации»
    (в распоряжении Стратегия-Центра также имеются разработанные Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации Концепция развития малой авиации Российской Федерации /см. раздел "Малая авиация" на сайте Стратегия-Центра/, основные положения для подготовки (проект плана) законопроекта, пояснительная записка к законопроекту и иные документы Комитета, относящиеся к малой авиации и к обеспечению безопасности полетов ВС малой авиации)

     

    Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы развития малой авиации в Российской Федерации.

    Государственное регулирование в сфере развития малой авиации в Российской Федерации направлено на удовлетворение потребностей граждан, обеспечение развития экономики, социальной сферы субъектов Российской Федерации, авиационных работ, многофункциональных транспортных воздушных коммуникаций, на обеспечение безопасности и обороны государства, а также безопасности полетов летательных аппаратов малой авиации.

    Принятие настоящего закона обусловлено социальной значимостью развития малой авиации, как единственной постоянно востребованной новой отрасли для обеспечения жизни деятельности регионов субъектов Российской Федерации (северных, приморских, таежных, горных, других труднодоступных территорий страны); деятельности юридических и физических лиц в сфере развития регионов, создания отечественных и совместных авиационных предприятий с участием иностранных инвесторов (создание дополнительных рабочих мест); развитие инфраструктуры и базовых сегментов услуг.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

    авиакомпания (авиапредприятие) – в целях настоящего закона, юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ на безвозмездной основе или за плату;

    авиалиния (авиатрасса) – утвержденный маршрут регулярных полётов летательных аппаратов, обеспеченный аэродромами (посадочными площадками, площадками подскока) и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, опознавательные знаки, метеоэлементами и пр.) для безопасного полета, взлёта и посадки;

    авиамодель – уменьшенная копия летательного аппарата, способная выполнять полеты или летательный аппарат оригинальной конструкции, предназначенные для проверки новых технических идей, спорта и развлечений, не предназначенная для выполнения пилотируемого полета, перевозки пассажиров, грузов и выполнения авиационных работ;

    авиаотряд – авиационное структурное подразделение авиационного предприятия, занимающееся летной работой и непосредственной эксплуатацией летательных аппаратов;

    авиаспорт – обобщенное название видов спорта с использованием летательных аппаратов и авиационного имущества;

    авиастроение – отрасль промышленности по производству и модернизации летательных аппаратов, авиационного имущества, приборов, агрегатов, иного авиа- и наземного оборудования, обеспечивающего авиационную деятельность;

    авиатранспорт – совокупность авиационных транспортных средств– летательных аппаратов (самолет, вертолет, автожир, пароплан, планер, дирижабль и другие пилотируемые летательные аппараты);

    авиационное имущество – это электрифицированные и механические приборы, оборудование и предметы, необходимые для обслуживания летательных аппаратов и парашютной техники;

    авиационная деятельность – проектно–конструкторская, научная, производственная, организационная, спортивная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на обеспечение функционирования и развития авиации, удовлетворение нужд граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на использование, создание и развитие аэродромной сети и аэропортов; полевых аэродромов и посадочных площадок, а также для решение иных задач в сфере реализации авиационной деятельности;

    авиационная инфраструктура – аэродромы, вертодромы, аэропорты, посадочные площадки, площадки подскока, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, авиа диспетчерские и аэросиноптические пункты, пункты приема, хранения и обработки информации в сфере авиационной деятельности, объекты хранения и обслуживания авиационной техники, центры (школы) подготовки авиационного персонала, а также иные учреждения, организации и сооружения, используемые при осуществлении авиационной деятельности;

    авиационная техника малой авиации – летательные аппараты, двигатели летательных аппаратов, воздушные винты, бортовое авиационное оборудование и снаряжение, парашютные системы, специальная наземная техника, средства наземного обслуживания летательных аппаратов, предусмотренные конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документацией летательных аппаратов малой авиации;

    авиационные работы – работы, выполняемые прошедшими специальную подготовку членами кабинного и (или) внекабинного экипажа в период полета с использованием специального (дополнительного) оборудования, установленного на летательном аппарате.

    Они могут подразделяться на:

    авиа поисковые и спасательные работы;

    археологические работы;

    геоисследовательские работы;

    геолого-разведывательные работы;

    геофоторазведка;

    перевозка (эвакуация) больных, раненых, а также других граждан, перевозка которых не требует отлагательства;

    участие в ликвидации (локализации) очагов пожара;

    сельскохозяйственные работы и другие работы.

    авиационные услуги – мероприятия (задачи), выполняемые членами кабинного и (или) внекабинного экипажа в период полета методом визуального наблюдения за состоянием наблюдаемого объекта, или мероприятия, выполнение которых не требует специальной подготовки членов экипажа и использования специального (дополнительного) оборудования, устанавливаемого на летательном аппарате.

    Они могут подразделяться на:

    агитационные услуги;

    доставку почты;

    контроль лесного хозяйства;

    контроль трубопроводной сети;

    контроль линий электропередач;

    ледовую разведку;

    метеоразведку;

    оказание медицинской помощи;

    обслуживание строек;

    обслуживание добывающих месторождений;

    обслуживание экспедиций;

    обслуживание туристов;

    экологический мониторинг окружающей среды;

    показательные выступления с выполнением демонстрационных полетов или прыжков с парашютом и другие услуги.

    авиационный персонал малой авиации – лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию полетов летательных аппаратов малой авиации при выполнении перевозок, авиационных работ, услуг, обучении авиационного персонала, авиационных спортивных задач, по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов, по организации использования воздушного пространства, по организации и обслуживанию воздушного движения;

    аэроклуб – организация, объединяющая лиц, занимающихся авиаспортом, проведением первоначальной летной подготовки граждан, дополнительной подготовки авиационного персонала или иной авиационной деятельностью;

    аэронавигация (навигация воздушная) – наука о методах и средствах вождения летательных аппаратов – самолётов, вертолётов и др.; совокупность операций по определению навигационных элементов наземными пунктами управления полётами или на борту летательных аппаратов и использованию их для вождения летательных аппаратов;

    аэростат – летательный аппарат легче воздуха;

    аэрофотосъемка – фотографирование местности с воздуха специальными фотоаппаратами, установленными на летательном аппарате;

    безопасность полетов – свойство авиационной системы функционировать без авиационных происшествий;

    беспилотный летательный аппарат – управляемый дистанционно или осуществляющий полет автоматически, без участия пилота;

    дельтаплан – летательный аппарат с матерчатой несущей поверхностью на жестком каркасе, предназначенный для планирующего полета и управляемый изменением положения тела пилота;

    дирижабль – управляемый летательный аппарат легче воздуха.

    единичный экземпляр воздушного судна – воздушное судно, допускаемое к эксплуатации на основании акта оценки его соответствия требованиям к летной годности летательных аппаратов малой авиации нетиповой конструкции и природоохранным требованиям;

    использование воздушного пространства – деятельность, в том числе связанная с перемещением или нахождением материальных объектов в воздушном пространстве, влияющая на воздушную обстановку в месте её выполнения в той степени, в которой требуется безусловное соблюдение каких-либо юридических норм, предусмотренных действующим воздушным законодательством;

    летательные аппараты малой авиации – материальные объекты авиационной деятельности малой авиации, использующие все известные принципы полёта, за исключением аппаратов на воздушной подушке и экранопланов, не предназначенных для авиационной деятельности по правилам полётов;

    маршрут полета – проекция траектории полета летательного аппарата на местность. Проекция траектории полета может быть отображена на карте;

    местная воздушная линия – утвержденный маршрут регулярных полётов летательных аппаратов местного значения, как правило, на установленных эшелонах или на высотах ниже нижнего эшелона, обеспеченный аэродромами (вертодромами), (посадочными площадками или площадками подскока) и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, связное оборудование и пр.) для обеспечения безопасного полета, взлёта и посадки.

    метеорологическое обеспечение – обеспечение данными о фактической и прогнозируемой метеорологической обстановке и явлениях погоды в районе базирования, по маршруту полета, на аэродромах (вертодромах) посадки, посадочных площадках, площадках подскока и запасных;

    паспорт летательного аппарата – документ, удостоверяющий летно-технические характеристики летательного аппарата нетиповой конструкции с указанием разработчика и производителя;

    пилот, лётчик - физическое лицо, выполняющее в полете функции по управлению летательным аппаратом, имеющее соответствующую подготовку, позволяющую выполнять задачи авиационной деятельности в соответствии с присвоенной квалификацией;

    пилот – спортсмен – физическое лицо, имеющее на основании действующих право устанавливающих документов право на управление спортивным летательным аппаратом с использованием его максимальных эксплуатационных характеристик при выполнении фигур пилотажа;

    пилот-любитель - физическое лицо, имеющее право на управление пилотируемым летательным аппаратом малой авиации определённой категории на основании действующих право устанавливающих документов и выполнение отдельных задач авиационной деятельности;

    планер – безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего полета;

    пользователь воздушного пространства – физическое или юридическое лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

    свидетельство летной годности летательного аппаратадокумент, подтверждающий соответствие летательного аппарата требованиям соответствующих Федеральным авиационным правилам;

    свидетельство о регистрации летательного аппарата – документ, подтверждающий регистрацию летательного аппарата;

    свидетельство пилота летательного аппарата – документ, подтверждающий подготовку летчика к полетам на данном типе (типах) летательного аппарата и достигнутый уровень летной подготовки. Свидетельства пилотов подразделяются по категориям в зависимости от образования пилотов и их допуска к выполнению задач авиационной деятельности;

    свидетельство эксплуатанта малой авиации - документ, подтверждающий регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта малой авиации

    свободная воздушная зона – зона свободная от деятельности оказывающей влияние на безопасность полетов авиации выполняющей полеты по уведомительному принципу по правилам визуального полета (ПВП);

    уведомитель – пользователь воздушного пространства, который уведомляет или извещает (посылает сообщение) о планируемом им полете;

    уведомительный принцип – организация полетов, основанная на информировании о предстоящем вылете (полете) летательного аппарата и не требующая получения разрешения.

    эксплуатант – гражданин или юридическое лицо (владелец летательного аппарата), имеющее летательный аппарат на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанный летательный аппарат для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

    Глава 2. Государственное регулирование развития малой авиации

    Статья 7. Полномочия Правительства Российской Федерации

    В целях государственного регулирования функционирования и развития малой авиации Правительство Российской Федерации:

    определяет и проводит единую государственную политику по созданию и развитию малой авиации;

    осуществляет контроль и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченного органа в сфере развития малой авиации;

    утверждает федеральные целевые программы, направленные на создание и развитие малой авиации, осуществляет финансирование и контроль за реализацией финансовых средств по их целевому назначению;

    утверждает разработанные органами государственной власти субъектов Российской Федерации системы льгот для организаций, участвующих в создании и развитии малой авиации;

    осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в организации и осуществлении деятельности в сфере малой авиации;

    координируют межрегиональное сотрудничество в сфере малой авиации;

    координирует международное сотрудничество в сфере малой авиации.

    Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях регулирования развития и функционирования малой авиации:

    реализуют государственную политику по созданию и развитию малой авиации;

    разрабатывают региональную нормативную правовую базу, не противоречащую Федеральному законодательству, с учетом интересов и особенностей регионов;

    участвуют в разработке федеральных целевых программ, разрабатывают и принимают региональные целевые программы, направленные на создание и развитие малой авиации и инфраструктуры, осуществляют внебюджетное финансирование и контроль за реализацией целевых программ;

    осуществляют контроль и координацию функционирования организаций, уполномоченных в организации и осуществлении авиационной деятельности малой авиации;

    разрабатывают и внедряют системы льгот для организаций, участвующих в создании и развитии малой авиации, и стимулируют инвесторов;

    вносят предложения по совершенствованию организации использования воздушного пространства и эксплуатации летательных аппаратов малой авиации над территорией субъектов Российской Федерации.

    Статья 9. Уполномоченный орган в сфере малой авиации

    1. В целях обеспечения создания, функционирования и развития малой авиации в Российской Федерации, уполномоченный орган в сфере малой авиации осуществляет:

    государственное регулирование и координацию деятельности в сфере малой авиации;

    нормативное правовое регулирование, а также реализовывает специальные управленческие, разрешительные и контрольные (надзирающие) функции по обеспечению авиационной деятельности малой авиации в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    контроль (надзор) деятельности в сфере авиационной безопасности и безопасности полетов летательных аппаратов малой авиации с помощью созданных территориальных подведомственных ему органов;

    при уполномоченном органе в сфере малой авиации и его территориальных организациях создаются Центры регистрации, сертификации и лицензирования в сфере деятельности малой авиации, Центры (школы) подготовки и обучения авиационного персонала, технопарки и производственные предприятия, научно–исследовательские и научно–испытательные Центры (организации) и иные организационные структуры, предназначенные для обеспечения деятельности малой авиации. Центры развития социальной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан.

    государственный контроль (надзор) за соблюдением государственных стандартов, федеральных авиационных правил, федеральных правил использования воздушного пространства и иных нормативных правовых документов в сфере деятельности малой авиации.

    2. Кроме перечисленных функций, уполномоченный орган в сфере малой авиации:

    ведет государственный реестр юридических и физических лиц, эксплуатирующих (владельцев летательных аппаратов) летательные аппараты малой авиации в Российской Федерации;

    ведет государственный реестр летательных аппаратов малой авиации в Российской Федерации;

    принимает участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с летательными аппаратами малой авиации в Российской Федерации, а также разрабатывает профилактические рекомендации (мероприятия) по их предупреждению;

    проводит экспертную оценку действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере малой авиации, а также, разрабатывает предложения о внесении изменений в эти акты (проекты);

    представляет предложения и доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии и проблемах малой авиации в ходе ее функционирования, а также в ходе выполнения Федеральных (региональных) программ по ее развитию;

    может осуществлять и другие полномочия, возложенные на него Правительством Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, предоставлено право, осуществлять отдельные функции государственного регулирования в сфере авиационной деятельности, согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативно-технические документы с уполномоченным органом в сфере малой авиации.

    4. Должностные лица уполномоченного органа в сфере малой авиации, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

    посещать организации, осуществляющие авиационную деятельность в сфере малой авиации;

    знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, осуществляющими деятельность в сфере малой авиации, требований нормативных правовых документов;

    выдавать организациям, осуществляющим деятельность в сфере малой авиации, предписания об устранении выявленных нарушений требований нормативных правовых документов; в особых случаях, когда этого требуют обстоятельства, не терпящих отлагательства запрещать авиационную деятельность до устранения нарушений (недостатков);

    привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований нормативных правовых документов, должностных обязанностей, а также по согласованию с Правительством Российской Федерации направлять в правоохранительные органы материалы с фактами грубых нарушений должностными лицами, осуществляющих авиационную деятельность в сфере малой авиации;

    выступать в соответствии с законодательством в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере малой авиации, по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие авиационной деятельности малой авиации;

    осуществлять иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение безопасности государства и безопасности полетов летательных аппаратов малой авиации.

    Статья 10. Субъекты государственного регулирования в сфере малой авиации

    К субъектам государственного регулирования в сфере малой авиации относятся:

    организации разработчиков и производителей авиационной техники;

    научно-исследовательские, проектные организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся конструкторской деятельностью в сфере малой авиации;

    образовательные учреждения по подготовке авиационного персонала для малой авиации (авиационные клубы, школы, центры, осуществляющие, в том числе и подготовку спортсменов по авиационным техническим видам спорта);

    организации и учреждения, юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по разработке, испытаниям, производству и оказанию услуг в сфере малой авиации;

    инфраструктура поддержки развития малой авиации (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры малой авиации, центры развития экономики, социальной сферы и т.д.).

    Статья 11. Экономическое регулирование в сфере малой авиации

    1. Финансовые средства для развития малой авиации формируются из следующих источников:

    федеральных целевых программ и внебюджетных средств;

    региональных бюджетов субъектов Российской Федерации;

    российских и зарубежных инвесторов;

    предпринимателей, бизнесменов, частых лиц (на добровольной основе) заинтересованных в развитие малой авиации.

    2. Создание нормативных правовых условий для привлечения средств юридических и физических лиц, заинтересованных в поддержке и развитии малой авиации:

    предоставления налоговых льгот на начальном этапе поддержки и развития малой авиации;

    предоставления налоговых и других льгот для юридических и физических лиц, осуществляющих социально-боготворительную деятельность (перевозки в труднодоступных районах для обеспечения деятельности школ, детских домов и приютов, поиск и спасение в чрезвычайных ситуациях, подготовка авиационных специалистов из молодежи на безвозмездной основе и т.п.);

    предоставления налоговых и других льгот для юридических и физических лиц, разрабатывающих и производящих отечественную технику малой авиации, предназначенную для выполнения авиационных работ и спорта;

    предоставления таможенных льгот на авиационную, обеспечивающую технику и запасные части к ним, не производящие в России;

    обеспечения взаимовыгодных лизинговых отношений между производителями авиационной техники и покупателями (владельцами), эксплуатантами летательных аппаратов;

    совершенствования системы подготовки нормативно–полетных, технических, а также договорных актов и иной документации при оформлении в собственность летательных аппаратов малой авиации и другой обеспечивающей и обслуживающей техники.

    3. Определение перечня земельных участков и объектов, находящихся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, которые могут передаваться на этапе становления регионам и субъектам малой авиации в безвозмездное пользование или на правах аренды для формирования и строительства производственной, транспортной и иной инфраструктуры.

    4. Уполномоченным органом в сфере малой авиации определяются тарифы сертификации летательных аппаратов и лицензирования деятельности в сфере малой авиации.

    Уполномоченным органом в сфере малой авиации определяются тарифы и ставки аэропортовых сборов и других видов обеспечения для летательных аппаратов малой авиации.

    5. Тарифы сертификации и лицензирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

    6. Органами исполнительной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право уполномоченному органу в сфере малой авиации регулировать тарифы перевозок населения и грузов путем их датирования из федерального, местных бюджетов, а также за счет частных инвестиций в объемах, обеспечивающих доступность гражданам использовать летательные аппараты малой авиации.

    7. Предоставляется право органам государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации в зависимости от местных условий и особенностей жизни деятельности регионов определять необходимые объемы налоговых, таможенных и иных льгот, а также объемы финансирования в пределах установленных Правительством Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях регулирования развития и функционирования малой авиации:

    реализуют государственную политику по созданию и развитию малой авиации;

    разрабатывают региональную нормативную правовую базу, не противоречащую Федеральному законодательству, с учетом интересов и особенностей регионов;

    участвуют в разработке федеральных целевых программ, разрабатывают и принимают региональные целевые программы, направленные на создание и развитие малой авиации и инфраструктуры, осуществляют внебюджетное финансирование и контроль за реализацией целевых программ;

    осуществляют контроль и координацию функционирования организаций, уполномоченных в организации и осуществлении авиационной деятельности малой авиации;

    разрабатывают и внедряют системы льгот для организаций, участвующих в создании и развитии малой авиации, и стимулируют инвесторов;

    вносят предложения по совершенствованию организации использования воздушного пространства и эксплуатации летательных аппаратов малой авиации над территорией субъектов Российской Федерации.

    Глава 3. Государственное регулирование использования воздушного пространства

    Статья 12. Цель государственного регулирования использования воздушного пространства малой авиацией

    Целью государственного регулирования использования воздушного пространства в Российской Федерации является обеспечение безопасного, оптимального, экономичного и регулярного воздушного движения летательных аппаратов малой авиацией.

    Статья 13. Использование воздушного пространства малой авиацией

    1. федеральным уполномоченным органом в аэронавигационном обеспечении использования воздушного пространства Российской Федерации разрабатывается порядок перехода от полетов по разрешительному принципу к полетам по уведомительному принципу.

    Предусматривается перераспределение воздушного пространства между диспетчерским и консультативным способами обслуживания воздушного движения: в специальных зонах (запретных, пограничных, особых, пилотажных и т.п.), на воздушных трассах, местных воздушных линиях и подходах к аэродромам – диспетчерский, в остальном пространстве – консультативный, при невозможности визуального или радиолокационного наблюдения за летательными аппаратами – информационный.

    2. федеральным уполномоченным органом в аэронавигационном обеспечении использования воздушного пространства в Российской Федерации организовывается проведение реструктуризации воздушного пространства России:

    восстанавливаются полеты по существующим местным воздушным линиям, открываются новые, наиболее эффективные, экономически выгодные и оптимальные маршруты для полетов летательных аппаратов малой авиации в свободных районах полета, а также ниже нижнего эшелона.

    в свободном пространстве определяется верхняя и нижняя границы эшелонов, которые используются для ограничений полетов летательных аппаратов малой авиации;

    при реструктуризации воздушного пространства выделяются свободные районы, включающие все свободное от авиационной или любой иной деятельности воздушное пространство, для полетов по правилам визуальных полетов при уведомительном порядке его использования.

    Глава 4. Государственный контроль (надзор) за деятельностью в сфере малой авиации

    Статья 14. Осуществление государственного контроля (надзор) за деятельностью в сфере малой авиации

    Уполномоченный орган в сфере малой авиации осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью малой авиации в сфере соблюдения воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

    Статья 15. Органы государственного контроля (надзор) за деятельностью в сфере малой авиации

    1. Для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью в сфере малой авиации создаются службы по надзору.

    2. Структура и функции служб по надзору устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

    Глава 5. Летательные аппараты малой авиации

    Статья 16. Летательные аппараты малой авиации

    1.К летательным аппаратам малой авиации относятся:

    пилотируемые моторные летательные аппараты с максимальной взлетной массой в диапазоне от 495кг до 21000кг (сверхлегкие летательные аппараты — до 495 кг; легкие летательные аппараты — до 5700 кг, оборудованные до 10 посадочных мест; иные летательные аппараты — с взлетной массой не более 21000 кг, оборудованные до 24 посадочных мест);

    пилотируемые летательные аппараты (паропланы, дельтапланы, дельтамотопланы, планеры, мотопланеры, парашюты и иные безмоторные летательные аппараты);

    воздухоплавательные летательные аппараты (воздушные шары, воздушные змеи, аэростаты, дирижабли);

    беспилотные воздушные летательные аппараты (микро самолеты (летательные аппараты с максимальными геометрическими размерами 15 см ), размерные модели, беспилотные летательные аппараты.

    2.К летательным аппаратам малой авиации относятся серийные летательные аппараты и летательные аппараты нетиповой конструкции.

    3. Серийный типовой летательный аппарат – летательный аппарат, имеющий сертификат типа, действующий ресурс по налету часов, количеству посадок и календарному сроку.

    4. Летательный аппарат нетиповой конструкции – летательный аппарат, не имеющий сертификат типа, а именно:

    самодельные летательные аппараты, сконструированные и построенные самостоятельно физическими лицами;

    летательные аппараты, снятые с эксплуатации, но сохраненные (или восстановленные) в первоначальном виде и представляющие историю развития авиации;

    летательные аппараты, собранные из готовых комплектов деталей российского или иностранного производства;

    летательные аппараты отечественных производителей, которые еще не прошли сертификацию на соответствие требованиям Авиационных правил Российской Федерации;

    иностранные летательные аппараты, не имеющие российского сертификата типа.

    Статья 17. Государственная регистрация и государственный учет летательных аппаратов малой авиации

    1. Летательные аппараты, определенной категории, относящиеся к малой авиации подлежат государственной регистрации или государственному учету с занесением в Государственный реестр летательных аппаратов малой авиации Российской Федерации с выдачей соответствующего свидетельства о государственной регистрации.

    Летательные аппараты малой авиации регистрируются уполномоченным органом в сфере малой авиации.

    Летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг, минимальную скорость полета менее 65 км/ч, регистрируются и учитываются в территориальных подразделениях в субъектах Российской Федерации с информированием уполномоченного органа в сфере малой авиации.

    Летательные аппараты малой авиации могут быть зарегистрированы в государственном реестре воздушных гражданских судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

    2. Ведение Государственного реестра воздушных судов малой авиации Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в сфере малой авиации и его территориальные органы.

    3. Летательный аппарат, зарегистрированный или учтенный в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

    4. Учёту подлежат летательные аппараты малой авиации:

    все самолеты и вертолеты, кроме «освобожденных» от регистрации в данной статье;

    беспилотные летательные аппараты с полётной массой более 10 кгс;

    воздухоплавательные летательные аппараты;

    сверхлегкие летательные аппараты, за исключением развлекательной (нерегулируемой) категории;

    летательные аппараты экспериментальной специальной категории, в том числе восстановленные, двойного назначения и категории "ретро", проходящие процедуры испытаний и подтверждения лётной годности в системе обязательной или добровольной сертификации в лётно-испытательных центрах экспериментальной авиации Российской Федерации.

    5. Не подлежат государственной регистрации или учёту пилотируемые летательные аппараты малой авиации развлекательной категории сверхлегкие летательные аппараты (нерегулируемая категория сверхлегких летательных аппаратов), беспилотные летательные аппараты, газонаполненные шары и шары-зонды, микро самолёты, авиамодели и дистанционно пилотируемые летательные аппараты с полётной массой не более 10 кгс.

    6. Регистрация и учёт летательных аппаратов малой авиации производится по формальной процедуре представления в электронную систему держателя Реестра летательных аппаратов малой авиации от заявителя (владельца или собственника летательного аппарата) сведений о подлежащем регистрации или учёту летательного аппарата малой авиации по форме, устанавливаемой держателем Реестра летательных аппаратов малой авиации. Доступ в электронную систему регистрации производится по электронному ключу с индивидуальной цифровой подписью аттестованного инспектора, осуществляющего контроль постройки регистрируемого летательного аппарата малой авиации.

    7. Заявитель вправе представить заявление и необходимые для регистрации летательного аппарата сведения в письменной форме лично или почтовым отправлением.

    8. Для регистрации серийного летательного аппарата представляются:

    заявление на регистрацию летательного аппарата;

    копии документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт гражданина, учредительные документы для юридического лица);

    документ, подтверждающий право владения данным летательным аппаратом (договор купли-продажи, акт приема-передачи и т.д.);

    сертификат типа (Акт) на данный летательный аппарат.

    9. Для регистрации летательного аппарата нетиповой конструкции представляются:

    заявление на регистрацию летательного аппарата, заверенное региональной службой инспектором малой авиации;

    копии документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт гражданина, учредительные документы для юридического лица);

    паспорт на летательный аппарат нетиповой конструкции по форме, установленной Федеральными авиационными правилами «О регистрации летательных аппаратов малой авиации». Паспорт летательного аппарата является его неотъемлемой частью, и после процедуры государственной регистрации возвращается владельцу вместе со Свидетельством о регистрации;

    копии документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт гражданина, учредительные документы для юридического лица);

    документ, подтверждающий право владения данным летательным аппаратом (договор купли-продажи, акт самостоятельной постройки и т.д.).

    10. За процедуры регистрации и учёта летательного аппарата малой авиации уплачивается сбор. Размер сбора и порядок его взимания устанавливаются уполномоченным органом в сфере малой авиации по согласованию с уполномоченным органом в сфере финансов, но не более 15 – 20% от минимального размера оплаты труда.

    11. При отсутствии оформленного свидетельства лётной годности летательного аппарата малой авиации допускается оформление временной регистрации или временного учёта летательного аппарата малой авиации сроком на 6 месяцев с оплатой сбора в 2-х кратном размере от сбора по процедуре регистрации или учёта, предусмотренного пунктом 10 данной статьи. При этом службой контроля (надзора) при постройке летательного аппарата малой авиации вводятся лётные ограничения на условия организации и выполнения разрешённых полётов летательного аппарата малой авиации, имеющего временную регистрацию (учёт).

    12. Продление временной регистрации (учёта) производится в порядке оформления временной регистрации (учёта).

    Количество продлений временной регистрации (учёта) летательного аппарата малой авиации не ограничивается.

    13. Оригиналы регистрационных свидетельств направляются заявителю по почте в течение 20 дней со дня подачи заявления на регистрацию или передаются нарочно.

    14. Экземпляры свидетельств, отпечатанных заявителем посредством электронной системы регистрации, действуют в течение 30 дней, с момента подачи электронного заявления.

    15. Данные о летательном аппарате малой авиации исключаются из Государственного реестра воздушных судов малой авиации Российской Федерации в следующих случаях:

    списание летательного аппарата или снятие его с эксплуатации;

    продажа летательного аппарата или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза летательного аппарата за пределы территории Российской Федерации;

    нарушение требований к государственной регистрации летательного аппарата.

    16. При исключении данных о летательном аппарате малой авиации из Государственного реестра летательных аппаратов малой авиации Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого летательного аппарата утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

    Статья 18. Сертификация летательных аппаратов малой авиации, авиационных двигателей и воздушных винтов

    1. Требования к лётной годности летательных аппаратов, авиационных двигателей и воздушных винтов, используемых на них, а также к охране окружающей среды от воздействия деятельности в сфере авиации определяются Федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным органам в сфере малой авиации, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте летательных аппаратов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

    2. Каждый летательный аппарат, авиационный двигатель и воздушный винт проходят испытания и проверки, завершающиеся выдачей сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).

    Летательные аппараты малой авиации, имеющие сертификат типа проходят сертификацию в соответствии с Федеральными авиационными правилами.

    3. Сертификат типа на летательные аппараты малой авиации выдается уполномоченным органом в сфере малой авиации, на который возложены организация и проведение сертификации летательных аппаратов, авиационных двигателей и воздушных винтов типовой конструкции.

    4. Летательный аппарат нетиповой конструкции проходит процедуру сертификации (индивидуально каждый аппарат) на соответствие требованиям к летательным аппаратам нетиповой конструкции.

    Сертификат летной годности летательного аппарата нетиповой конструкции выдается уполномоченным органом в сфере сертификации летательных аппаратов нетиповой конструкции малой авиации, на который в установленном порядке возложены организация и проведение сертификации летательных аппаратов нетиповой конструкции, авиационных двигателей и воздушных винтов,

    5. При приемке нового летательного аппарата малой авиации с завода или после прохождения капитального ремонта сертификат летной годности самолета выдается на основании акта о приеме без дополнительной сертификационной процедуры на безвозмездной основе, на весь межремонтный срок службы летательного аппарата.

    6. При продлении календарного срока службы летательного аппарата в состав комиссии должен входить представитель отдела надзора Федеральной службы по надзору на транспорте. На основании утвержденного акта оценки технического состояния и выданного Решения, уполномоченному органу в сфере малой авиации дано право продлевать срок действия сертификата летной годности экземпляра летательного аппарата.

    7. При повторной сертификации экземпляра летательного аппарата, стоимость работ должна быть уменьшена в два раза. Если экземпляр летательного аппарата не менял эксплуатанта за межсертификационный период, доказательная документация может быть та же, что и при предыдущей сертификации, за исключением документов подтверждающих правильность эксплуатации за прошедший период и выполнение обязательных работ предусмотренных регламентами эксплуатации.

    8. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания летательных аппаратов малой авиации, предусмотренных его эксплуатационной документацией и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта (владельца летательного аппарата).

    9. При нарушении эксплуатантом (владельцем летательного аппарата) указанных в пункте 8 данной статьи, а также при выявлении небезопасного состояния летательного аппарата малой авиации, уполномоченный орган в сфере малой авиации имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного летательного аппарата или временно остановить его эксплуатацию до устранения отмеченных недостатков.

    10. Эксплуатант (владелец летательного аппарата) предоставляет уполномоченному органу в сфере малой авиации, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации летательных аппаратов малой авиации, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации. Состав информации и порядок ее предоставления устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

    11. Летательные аппараты, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с Федеральными авиационными правилами.

    12. Летательные аппараты иностранного производства, имеющие сертификат, выданный другим государством, признается действительным на территории Российской Федерации, если он соответствует международным авиационным стандартам, признаваемыми Российской Федерацией.

    Статья 19. Определение и подтверждение летной годности летательных аппаратов малой авиации

    1. Летная годность летательных аппаратов малой авиации определяется и подтверждается в Аттестационных центрах по определению летной годности летательных аппаратов малой авиации, которые создаются при уполномоченном органе в сфере малой авиации и его территориальных подразделениях в субъектах Российской Федерации.

    2. Аттестационные центры по определению летной годности летательных аппаратов малой авиации аттестуются Правительством Российской Федерации.

    Статья 20. Допуск к эксплуатации летательных аппаратов малой авиации

    1. Летательные аппараты малой авиации допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (акта, удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа или аттестата о годности к эксплуатации и подтверждающих соответствие этих летательных аппаратов действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности летательных аппаратов малой авиации и охране окружающей среды.

    2. Летательные аппараты малой авиации, допущенные к эксплуатации на основании сертификата типа (акта), могут использоваться в коммерческих целях.

    Летательные аппараты малой авиации, допущенные к эксплуатации на основании акта индивидуальной оценки конкретного экземпляра не могут использоваться в коммерческих целях.

    Статья 21. Порядок приобретения, страхования, продажи и списания летательных аппаратов малой авиации

    1. Летательные аппараты малой авиации могут приобретаться у отечественных и зарубежных производителей, а также разрабатываться и строиться физическим или юридическим лицом самостоятельно. Порядок государственной регистрации и государственного учета летательных аппаратов малой авиации осуществляется в соответствии со статьями 17 и 19.

    2. Авиационная деятельность эксплуатантов малой авиации (владельцев летательных аппаратов) страхуется в обязательном порядке. Уполномоченный орган в сфере малой авиации совместно с уполномоченным органом в сфере страхования отрабатывают необходимые документы в соответствии с Законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности (рисков) владельцев летательных аппаратов малой авиации, связанных с авиационной деятельностью в сфере малой авиации.

    Между эксплуатантами (владельцами летательных аппаратов) и уполномоченным органом в сфере страхования формируются договорные отношения об обязательном страховании жизни и здоровья летных экипажей летательных аппаратов малой авиации, пассажиров, грузов и страховая ответственность перед третьими лицами.

    3. Продажа летательных аппаратов малой авиации может осуществляться физическим и юридическим лицам, как со снятием с учета, так и без снятия. Во втором случае по заявлению нового владельца с согласующей подписью старого, в Государственном реестре меняется собственник летательного аппарата.

    4. Списание летательного аппарата (снятие с учета) проводится после подачи владельцем заявления. После списания проводится утилизация летательного аппарата под контролем представителей Уполномоченного органа в сфере малой авиации.

    Статья 22. Ограничение права пользования летательными аппаратами малой авиации

    Ограничение права пользования летательными аппаратами малой авиации (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие летательных аппаратов малой авиации и иные ограничения) допускается в военное время и (или) при введении военного (чрезвычайного положения).

    Глава 6. Научно-техническое обеспечение

    Статья 23. Цели научно-технического обеспечения

    Реализация целей научно-технического обеспечения:

    Исследования и испытания летательных аппаратов малой авиации, научно-методическое обеспечение их разработки, испытаний и производства, а также разработка системы допуска к полетам конкретных экземпляров летательных аппаратов малой авиации на основании акта индивидуальной оценки их технического состояния, осуществляются научно-исследовательскими и научно-испытательными организациями при уполномоченном органе в сфере малой авиации, а также может производиться на базе гражданской, государственной, экспериментальной авиации, авиационных предприятий и конструкторских организаций на основе договорных обязательств.

     Организуется работа по проектированию, созданию, испытанию летательных аппаратов малой авиации различных типоразмеров и целевого предназначения на основе применения новейших разработок, технологий и материалов.

    Организуется работа по проектированию, созданию и испытанию систем управления полетами малой авиации на основе новейших технологий глобальных систем спутниковой навигации и связи, а также автоматизации деятельности органов управления и организации воздушного движения.

    Разрабатываются оптимальные предложения по реструктуризации воздушного пространства для выделения свободных районов для полетов летательных аппаратов малой авиации по уведомительному принципу.

    Организуется разработка оптимальных и экономически выгодных форм производства летательных аппаратов, инфраструктуры и систем сервиса малой авиации.

    Вырабатываются научные предложения по созданию экспериментальных современных (перспективных) летательных аппаратов. Разрабатываются типовые агрегаты и комплексы оборудования для них.

    Оказывается научная поддержка малым коллективам и одиночкам-любителям в создании или оформлении созданных ими летательных аппаратов малой авиации.

    Глава 7. Инфраструктура малой авиации

    Статья 24. Государственная поддержка и развитие инфраструктуры малой авиации

    Инфраструктура малой авиации создается на основе существующих инфраструктур гражданской, государственной и экспериментальной авиаций, а также на основе, восстановления, создания и обустройства новой сети аэродромов, вертодромов, посадочных и запасных площадок, площадок подскока, акваторий гидроаэродромов.

    Часть аэропортов и аэродромов (неиспользуемых в настоящее время гражданской, государственной и экспериментальной авиацией), находящихся в федеральной собственности, передается в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Планируется выделение из федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников на реконструкцию объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры.

    Разрабатывается система стимулирования для привлечения внебюджетных средств на указанные цели на основе инвестиционных договоров с применением форм государственно-частного партнерства.

    Осуществляется поддержка коммерческих программ развития региональных аэродромов, вертодромов, оборудованных посадочных площадок, технопарков, центров технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов малой авиации, систем обеспечения и обслуживания авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

    Осуществляется государственное регулирование стоимости авиационного топлива для обеспечения функционирования малой авиации на территориях в субъектах Российской Федерации в целях обслуживания детских домов, приютов, сельских больниц, школ, населенных пунктов, расположенных вдалеке от автомобильных и железнодорожных коммуникаций, обеспечения безопасности граждан, обороны государства и в иных целях, не требующих отлагательства.

    Использование земель, занятых под аэродромами, аэропортами и посадочными площадками, органами единой системы организации воздушного движения и другими элементами авиационной инфраструктуры осуществляется в соответствие с прямым предназначением (для обеспечения авиационной деятельности). Они находятся в государственной собственности (федеральной, муниципальной), а также могут относиться к частной собственности и использоваться субъектами малой авиации по договорам аренды или безвозмездного (возмездного) пользования.

    Статья 25. Классификация аэродромов и аэропортов малой авиации

    1. К общей классификации аэродромов и аэропортов гражданской, государственной и экспериментальной авиации добавляются «аэродромы и аэропорты малой авиации».

    2. Порядок открытия или закрытия аэродромов или аэропортов малой авиации устанавливается Федеральными авиационными правилами.

    Статья 26. Аэродромы совместного базирования. Аэродромы совместного использования

    1. Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются летательные аппараты гражданской, государственной, экспериментальной и малой авиации в любом сочетании.

    Перечень аэродромов совместного базирования определяется Правительством Российской Федерации.

    2. Аэродром совместного использования - аэродромы гражданской, государственной и экспериментальной авиации, на которых осуществляется временное функционирование летательных аппаратов малой авиации (взлет, посадка, руление и стоянка летательных аппаратов). Решение о совместном использовании аэродромов принимает уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

    3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и использования эксплуатантами (владельцами летательных аппаратов) летательных аппаратов малой авиации осуществляется на основе совместных договоров.

    Статья 27. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов

    1. Аэродромы и аэропорты малой авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр аэродромов малой авиации Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов малой авиации Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в сфере малой авиации.

    2. При подаче документов на государственную регистрацию аэродрома или аэропорта малой авиации уплачивается сбор. Размер сбора и порядок его взимания устанавливаются уполномоченным органом в сфере малой авиации по согласованию с уполномоченным органом в сфере финансов.

    Статья 28. Классификация и сертификация аэродромов и аэропортов

    1. Классификация аэродромов, аэропортов, и посадочных площадок малой авиации по категориям определяется Федеральными авиационными правилами.

    2 Сертификационные требования к аэродромам, аэропортам и посадочным площадкам малой авиации с учетом их категорийности определяются Федеральными авиационными правилами.

    3. При сертификации аэродромов, аэропортов, посадочных площадок проводится одновременная сертификация всех служб аэродрома, аэропортовых служб и их организаций обеспечения и обслуживания.

    Статья 29. Авиационно-технические базы (технопарки) малой авиации

    1. Авиационно-техническая база (технопарк) малой авиации – организация имеющая лицензию на обеспечение летательных аппаратов малой авиации и иных летательных аппаратов с учетом ограничений в части авиационно-технического и горюче-смазочного обеспечения.

    2. Авиационно-техническая база малой авиации может базироваться на аэродромах и в аэропортах гражданской авиации; государственной, экспериментальной авиации на договорной основе.

    3. Авиационно-техническая база (технопарк) малой авиации может быть составной частью предприятия эксплуатанта (владельца) малой авиации, так и самостоятельным юридическим лицом.

    Глава 8. Об эксплуатантах малой авиации

    Статья 30. Об эксплуатантах летательных аппаратов малой авиации

    1. Эксплуатантами (владельцами) летательных аппаратов малой авиации могут быть физические и юридические лица, как российского, так и зарубежного гражданства.

    2. Все эксплуатанты летательных аппаратов малой авиации должны иметь сертификат соответствия. Форма сертификата разрабатывается уполномоченным органом в сфере малой авиации для эксплуатантов каждого классификационного ряда летательных аппаратов в соответствии с классификации статьи 16 пункта 1 данного закона.

    3. При сертификации авиационных предприятий одновременно должны сертифицироваться все его обеспечивающие и обслуживающие службы (подразделения) и связанные с его авиационной деятельностью организации.

    4. Все эксплуатанты малой авиации должны проходить лицензирование и получать лицензию на все необходимые виды авиационной деятельности. Лицензии должны иметь как предприятие в целом, так и обеспечивающие и обслуживающие его службы.

    5. Для использования воздушного пространства эксплуатантами (владельцами) летательных аппаратов малой авиации необходимо наличие:

    свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата;

    сертификата летной годности летательного аппарата;

    сертификата (свидетельства, диплома) пилота;

    лицензии (свидетельства) пилота на право авиационной деятельности с соответствующими отметками и допусками;

    страховых свидетельств.

    6. При нарушении эксплуатантами (владельцами) правил полетов, регистрации и сертификации он может быть лишен лицензии, а в случаях нарушения Российского законодательства эксплуатант (владельцами) привлечен к административной или уголовной ответственности.

    Глава 9. О промышленных предприятиях малой авиации

    Статья 31. Сертификация промышленных предприятий малой авиации

    1 Сертификация промышленных предприятий малой авиации проводится Правительством Российской Федерации.

    2. Сертификаты разработчика и производителя летательных аппаратов оформляются на основании технических ГОСТов и положительных заключений уполномоченного органа в сфере авиационной промышленности.

    3. Требования к разработчикам и производителям летательных аппаратов устанавливаются соответствующими нормативными документами авиационной промышленности.

    4. При сертификации промышленных предприятий малой авиации осуществляется одновременная сертификация всех служб предприятия, а также обеспечивающих и обслуживающих организаций.

    5. Контроль (надзор) за деятельностью промышленных предприятий малой авиации осуществляется уполномоченным органом в сфере авиационной промышленности и уполномоченным органом в сфере малой авиации, в части своих служебных полномочий.

    Статья 32. Порядок разработки, испытаний, производства и сертификации летательных аппаратов малой авиации

    1. Порядок разработки, испытаний, производства и сертификации летательных аппаратов малой авиации определяется нормативно-правовой базой экспериментальной авиации и авиационной промышленности.

    2. Предприятия и индивидуальные предприниматели, юридические и физические лица при разработке и производстве летательных аппаратов малой авиации руководствуются ГОСТами, техническими регламентами и другими нормативными правовыми документами, устанавливающими требования и нормы на соответствующую авиационную продукцию малой авиации.

    К предприятиям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - разработчикам летательных аппаратов малой авиации и других изделий авиатехники в зависимости от категории летательных аппаратов (авиационной техники) и категории летной годности летательного аппарата предъявляются требования оформления сертификата разработчика летательного аппарата (авиационной техники) малой авиации.

    К предприятиям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям летательных аппаратов малой авиации и других авиационных изделий в зависимости от категории летательного аппарата и категории летной годности летательного аппарата, предъявляются установленные требования нормативных документов к оформлению сертификата производителя летательного аппарата малой авиации.

    3. Летательные аппараты малой авиации, другие авиационные изделия могут иметь сертификат типа только при наличии у разработчика и производителя данного летательного аппарата (изделия авиационной техники) соответствующих сертификатов.

    4. Уполномоченный орган в сфере малой авиации совместно с уполномоченными органами в сфере финансов и в сфере авиационной промышленности разрабатывает варианты льготной инвестиционной, лизинговой и залоговой деятельности при разработке, испытаниях и производстве летательных аппаратов малой авиации.

    Статья 33. О предприятиях, связанных с предприятиями разработчиками и производителями летательных аппаратов малой авиации

    1. Предприятия, связанные с предприятиями разработчиками, производителями и эксплуатантами (владельцами) летательных аппаратов малой авиации должны быть сертифицированы в сфере выпускаемой для малой авиации продукции и предоставляемых услуг, а также иметь лицензию на такую деятельность.

    2. Сертификация предприятий проводится Правительством Российской Федерации с выдачей установленного сертификата.

    3. Лицензирование предприятий проводится Правительством Российской Федерации.

    4. Сертификация продукции, выпущенной предприятиями, связанными с предприятиями малой авиации проводится в соответствии с ГОСТами и действующим законодательством.

    Глава 10. Авиационный персонал

    Статья 34. Подготовка авиационного персонала малой авиации

    1. Подготовка авиационного персонала малой авиации осуществляется в авиационных учебных заведениях, в организациях РОСТО (ДОСААФ), в авиационных клубах и в частных школах.

    Авиационный персонал подразделяется:

    по специальности (летный состав, инженерно-технический состав, лица группы руководства полетами и т.д.);

    по типам эксплуатируемой (обслуживаемой) техники;

    по уровню подготовки (высшая, средняя и первоначальная).

    2. Программы подготовки авиационного персонала готовят специалисты авиационных учебных заведений, а утверждаются уполномоченным органом в сфере малой авиации.

    Программы должны отрабатываться для каждого класса летательного аппарата отдельно с учетом особенностей их эксплуатации.

    Статья 35. Требования к авиационному персоналу

    1. Авиационный персонал, закончивший курс обучения в сертифицированном учебном заведении, имеющим лицензию на обучение соответствующей специальности, получает аттестат (сертификат), подтверждающий его уровень подготовки и дающий право работать по специальности. Сертификат подтверждается ежегодно для лиц эксплуатирующих (обслуживающих), летательные аппараты выполняющие перевозки пассажиров и грузов. Лица, эксплуатирующие летательные аппараты не связанные с перевозкой пассажиров и груза, а также эксплуатирующие воздухоплавательные летательные аппараты, сертификацию проходят один раз в три года.

    2. Периодическую сертификацию авиационный персонал проходит на авиационном предприятии (организации, клубе), если она имеет соответствующую лицензию, или в региональных Центрах регистрации, сертификации и лицензирования летного состава и летательных аппаратов малой авиации.

    3. Требования к персоналу, осуществляющему управление летательными аппаратами малой авиацией, в том числе и воздушным движением, устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

    Статья 36. Допуск к эксплуатации авиационной техники

    1. Авиационный персонал, закончивший авиационные учебные заведения гражданской и государственной авиации, имеет право эксплуатировать все летательные аппарата малой авиации после до подготовки в авиапредприятии и сдачи сертификационных экзаменов.

    Авиационный персонал, закончивший иные авиационные учебные заведения, прошедший подготовку в аэроклубе или частной школе, имеет право эксплуатировать (обслуживать) конкретный тип летательного аппарата по приобретенной специальности.

    2. Летный состав должен проходить подготовку на каждом типе летательного аппарата, на котором предусмотрена перевозка пассажиров.

    Летный состав должен иметь подготовку на одном из типов летательного аппарата малой авиации, если на других эксплуатируемых им типах не осуществляется перевозка пассажиров.

    3. Требования к состоянию здоровья авиационного персонала малой авиации должны соответствовать возможным нагрузкам при выполнении полетных заданий и уровню ответственности за жизнь и здоровье экипажа и пассажиров.

    4. Весь авиационный персонал должен ежегодно проходить врачебную комиссию.

    Летный состав, выполняющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе, должен проходить врачебно-летную комиссию по нормам гражданской авиации в лечебных заведениях имеющих лицензию на проведение врачебно-летной комиссии.

    Летный состав, не связанный с перевозками пассажиров на коммерческой основе должен проходить врачебно-летную комиссию (врачебную комиссию) в региональных лечебных заведениях.

    Авиационный наземный персонал должен проходить врачебную комиссию в местных лечебных заведениях.

    Глава 11. Мобилизационная подготовка и использование малой авиации для нужд силовых ведомств

    Статья 37. Мобилизационная подготовка

    1. Малая авиация является составной частью мобилизационного резерва государства и привлекается для решения отдельных задач, исполнения военно-транспортных задач в угрожаемый период и военное время, без установления численности военнослужащих военного времени.

    2. Мобилизационное задание малой авиации определяется в объеме военно-транспортной обязанности юридическим и физическими лицам, являющимися собственниками малой авиации.

    3. Эксплуатанты (владельцы) летательных аппаратов малой авиации, определенных в мобилизационном задании должны после регистрации летательного аппарата в Государственном реестре поставить его на учет в военном комиссариате района базирования летательного аппарата.

    4. Мобилизационные мероприятия и подготовка малой авиации проводятся по общей схеме учета и приписки мобилизационных ресурсов к комплектующим районным военкоматам по месту жительства (юридическому адресу) субъекта малой авиации и включает в себя приписку авиационного персонала и летательных аппаратов малой авиации.

    5. Эксплуатанты (владельцы) малой авиации, получившие мобилизационное задание, должны провести мероприятия, направленные на обеспечение подготовки летательных аппаратов и авиационного персонала к выполнению поставленных задач в угрожаемых период и военное время. Подготовка должна проводится в соответствии с документами разработанными уполномоченным органом в сфере малой авиации совместно с силовыми ведомствами, в интересах которых планируется привлечение малой авиации (Курс боевой подготовки малой авиации).

    6. Физические лица (авиационный персонал) малой авиации призываются в период проведения мобилизации в Вооруженные силы или другие силовые ведомства Российской Федерации, в соответствии с присвоенной им военно-учетной специальностью.

    7. Для подготовки авиационного персонала малой авиации к решению мобилизационных задач разрабатываются Курсы боевой подготовки малой авиации.

    8. Полеты в соответствии с планом мобилизационной подготовки выполняются по программам летной подготовки Курса боевой подготовки малой авиации на мобилизационных сборах. Подготовка должна быть направлена на обеспечение мобилизационной готовности летного состава и летательных аппаратов малой авиации в соответствии с положением о военно-транспортной обязанности введенным Указом Президента Российской Федерации от 1998 г. №1175.

    9. Объем летной подготовки определяется уровнем подготовки летного состава, степенью освоения им летательного аппарата и особенностями дальнейшего применения по предназначению и характером решаемых задач.

    10. Финансирование по плану мобилизационной подготовки осуществляется за счет средств Федерального и региональных бюджетов по программам, разрабатываемым Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации, через финансово-экономическое управление данных ведомств.

    Статьи 38. Порядок использования малой авиации для нужд силовых ведомств

    1. Летательные аппараты малой авиации могут использоваться для повышения эффективности учебно-боевой подготовки летного состава силовых ведомств:

    для первоначальной подготовки на базе авиационных организаций, учреждений, имеющих лицензию (авиационные центры, авиашколы, клубы РОСТО (ДОСААФ), Федерации сверхлегкой авиации и др.) и в военных авиационных институтах;

    для тренировок подготовленного летного состава строевых частей (на базе авиационного училища, авиационных центров, авиашкол, клубов РОСТО (ДОСААФ) или строевых частей);

    для поддержания навыков авиационного персонала запаса;

    для выполнения специальных задач.

    2. Для начальной подготовки летного состава силовых ведомств, привлекаются авиационный персонал и летательные аппараты малой авиации, соответствующие по летно-техническим характеристикам характеру решаемых задач.

    Тренировка (подготовка) авиационного персонала на базе аэроклубов проводится на основании договоров между силовыми ведомствами и субъектами малой авиации.

    Для тренировки (подготовки) в военных авиационных институтах или строевых частях летательные аппараты малой авиации закупаются силовыми ведомствами централизованно у предприятий промышленности, либо у субъектов малой авиации.

    3. Использование малой авиации при нештатных ситуациях регионального уровня силовыми и административными структурами осуществляется в соответствии с согласованными на региональном уровне планами действий при нештатных ситуациях и заключенными договорами с субъектами (юридическими и физическими лицами) малой авиации.

    4. В особых случаях силовые ведомства имеют право экстренно привлекать авиацию субъектов малой авиации к выполнению задач по решению Правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией затрат из бюджета силовых ведомств. Использование малой авиации, в этом случае должно осуществляться с учетом возможностей (летно-технических характеристик) летательных аппаратов и уровня подготовки авиационного персонала малой авиации.

    5. Распоряжения, получаемые субъектами малой авиации (в соответствии с планом) при нештатных ситуациях или (ФОРС–МАЖОРНЫХ) обстоятельствах, обязательны для исполнения.

    6. Финансирование мероприятий, связанных с привлечением малой авиации к действиям при нештатных ситуациях или (ФОРС–МАЖОРНЫХ) обстоятельствах, осуществляется из средств регионального и федерального бюджетов.

    Глава 12. Безопасность полетов

    Статья 39. Организация обеспечения безопасности полетов малой авиации

    1. Уполномоченным органом в сфере малой авиации разрабатываются требования по обеспечению безопасности полетов.

    Требования к объектам малой авиации по обеспечению безопасности полетов включают требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих состав и нормативные значения основных показателей и характеристик, которые должны иметь объекты малой авиации, и выполнение которых является необходимым условием обеспечения безопасность полетов.

    2. Уполномоченным органом в сфере малой авиации организуется разработка и утверждение отраслевых стандартов, нормативов и других технических документов по обеспечению безопасности полетов.

    3. Научно-исследовательскими и испытательными учреждениями малой авиации проводятся специальные научно-исследовательские, испытательные и экспериментальные работы, а также разработка методических документов по организации и осуществлению деятельности по обеспечению безопасности полетов.

    4. Мероприятия по обеспечению безопасности полетов и по предупреждению (профилактике) авиационных происшествий разрабатываются и реализуются всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющие авиационную деятельность в сфере малой авиации, на основании федеральных целевых программ обеспечения безопасности полетов, а также результатов анализа состояния безопасности полетов малой авиации, расследования авиационных происшествий и инцидентов в пределах своей компетенции и полномочий.

    Статья 40. Оценка соответствия объектов малой авиации требованиям по обеспечению безопасности полетов

    1. Юридические и физические лица, осуществляющие авиационную деятельность в сфере малой авиации, в пределах своих полномочий и компетенции, оценивают и обеспечивают соответствие объектов малой авиации требованиям по обеспечению безопасности полетов.

    2. Оценка соответствия технических объектов малой авиации требованиям по обеспечению безопасности полетов осуществляется на основе правовых и нормативных документов, определяющих порядок разработки, производства, испытаний, сертификации и эксплуатации летательных аппаратов, аэродромов, аэропортов и других объектов малой авиации федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование обеспечения безопасности полетов в рамках их полномочий и компетенции.

    3. Авиационный персонал, деятельность которого связана с обеспечением безопасности полетов, проходит обязательную аттестацию и допускается к выполнению функциональных обязанностей при наличии соответствующего сертификата (свидетельства).

    4. Техническое оснащение летательных аппаратов малой авиации должно обеспечивать безопасное выполнение полетов с учетом географических особенностей территории Российской Федерации

    Статья 41. Информационное обеспечение безопасности полетов

    1. Информационное обеспечение безопасности полетов организуется уполномоченным органом в сфере малой авиации и другими организациями в рамках своей компетенции.

    2. Информационное обеспечение включает сбор, обработку, хранение, анализ информации об авиационных происшествиях и инцидентах и других данных по безопасности полетов малой авиации и доведение ее до населения, авиационного персонала и других потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Взаимный обмен информацией между видами авиации координируется Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется на безвозмездной основе.

    Глава 13. Авиационная безопасность

    Статья 42. Авиационная безопасность

    1. Авиационная безопасность в малой авиации обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (юридических и физических лиц, осуществляющих авиационную деятельность в сфере малой авиации), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

    2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

    предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, аэродрома или посадочной площадки;

    охраны летательных аппаратов на стоянках, в целях исключения возможности проникновения на летательные аппараты посторонних лиц;

    исключения возможности незаконного провоза на летательном аппарате оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

    предполетного досмотра;

    реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в сфере авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

    3. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

    Уполномоченный орган в сфере малой авиации разрабатывает Федеральные авиационные правила по обеспечению авиационной безопасности малой авиации.

    Статья 43. Предполетный досмотр

    1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа летательного аппарата предполетный досмотр проводится в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

    2. При перевозке корпоративных пассажиров на безвозмездной основе, а также на посадочных площадках досмотр пассажиров может не проводиться. Ответственность за авиационную безопасность в этом случае несет лицо, организующее перелет или командир экипажа.

    3. При выполнении перевозки на коммерческой основе предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится на аэродроме, в аэропорту или на летательном аппарате уполномоченными лицами служб авиационной безопасности или членами экипажа. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

    Глава 14. Заключительные положения

    Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    1. Уполномоченный орган в сфере малой авиации разрабатывает проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты в соответствии с данным Федеральным законом.

    2. Правительство Российской Федерации приводит свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Статья 45. Введение в действие настоящего Закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент Российской Федерации

    Новости Стратегия-Центра
    4 ноября - День единения России 2015-11-04 (09:00:00)
    4 ноября - День единения единства России

    Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices) 2015-10-06 (12:00:00)
    Международный валютный фонд МВФ the International Monetary Fund IMF доклад Перспективы развития мировой экономики 2015 World Economic Outlook 2015 WEO 2015 Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье Adjusting to Lower Commodity Prices

    Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation) 2015-09-30 (12:00:00)
    Всемирный банк the World Bank 2015 Доклад об экономике России Russia Economic Report 34 Сложности адаптации и трансформации экономики Balancing Economic Adjustment and Transformation

    В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра 2015-04-03 (10:00:00)
    Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Набоков Анатолий Борисович Набоков А.Б. Лебедев Владимир Николаевич Лебедев В.Н. журнал Стратегический менеджмент № 1(29)/2015 статья Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса

    Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра 2015-03-26 (18:00:00)
    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Технический комитет № 227 "Мониторинг сложных технических систем" при Росстандарте организационное заседание

    Rambler's Top100

    © 2006