• Общие сведения об ООО «Стратегия-Центр»
  • Миссия ООО «Стратегия-Центр»
  • Цели. Задачи. Принципы деятельности
  • Реквизиты Стратегия-Центр
  • Общие сведения о кадровом потенциале ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Специальные требования, предъявляемые к сотрудникам ООО «Стратегия-Центр»
  • Сотрудники ООО «Стратегия-Центр»
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стратегия-Центра
  • ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ Стратегия-Центра
  • Разработка стратегий, концепций и программ развития
  • Финансовое и инвестиционное консультирование
  • Правовая поддержка бизнеса
  • Проектирование и постановка систем управления
  • Локальное нормотворчество
  • Проектирование и сопровождение государственно-частных (ГЧП) и муниципально-частных партнерств (МЧП)
  • Экспертно-консалтинговые услуги концессионерам / концедентам
  • Проектирование и сопровождение сделок по слияниям и поглощениям / по покупке-продаже бизнеса
  • Разработка и сопровождение реализации противокризисных / кризисных / посткризисных программ
  • Разработка конкурсной документации и проведение конкурсов
  • Подготовка / экспертиза конкурсных заявок
  • Исполнение [сотрудниками] функций независимых директоров
  • Исполнение роли ведущей организации по внедрению результатов научных исследований или на этапе защиты диссертации
  • Сопровождение внешнеэкономической деятельности
  • Исполнение функций регионального / зарубежного представительства клиента / партнера
  • ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ: работы и услуги в интересах предприятий и организаций различных отраслей (сфер)
  • Библиотека Стратегия-Центра
  • Полезные интернет-ресурсы
  • Глоссарий Словарь Термины Определения Сокращения Аббревиатуры
  • Словарь основных внутрифирменных терминов Стратегия-Центра
  • Справочники и справочно-информационные материалы
  • Основные положения Клиентской политики ("Белой книги") ООО «Стратегия-Центр»
  • Регламент (алгоритм) взаимодействия ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами) /базовый/
  • Система документов, организующих и сопровождающих договорные отношения ООО «Стратегия-Центр» с заказчиками (клиентами)
  • Типовые формы отчетных документов ООО «Стратегия-Центр» (результатов выполнения работ и оказания услуг)
  • ПРИМЕРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ выполненных ЗАО «Стратегия-Центр» работ
  • Партнеры ООО «Стратегия-Центр»
  • Соглашение о сотрудничестве (партнерстве) /базовая форма/
  • Политика формирования и развития кадрового резерва ООО «Стратегия-Центр»
  • Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на работу в ООО «Стратегия-Центр»
  • Перечень документов, которые обязан представить кандидат при оформлении на работу в ООО "Стратегия-Центр"
  • База «Инвестиционные заявки»
  • База «Предложения по вложению инвестиций»
  • Формы и образцы документов для Инвестиционного фонда Российской Федерации
  • 4 ноября - День единения России
  • Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices)
  • Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation)
  • В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра
  • Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра

  •      

    / Справочники и справочно-информационные материалы


    О ЗАО "Стратегия-Центр"

    Кадровый потенциал

    Проекты. Работы. Услуги

    Информационные ресурсы

    Заказчики

    Партнёры

    Кадровый резерв

    Инвестиционная площадка

    Новости Стратегия-Центра

     

    Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год

    сценарий сценарные условия социально-экономическое развитие Российской Федерации предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов ествественных монополий

    Стратегия-Центр-АнтиКризис
    см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром

    Кроме того, см. фрагменты Отчета Стратегия-Центра о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 «Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года)» и ежеквартальных дополнений «Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20__ года. По состоянию на 01.__.20__» к Отчету Стратегия-Центра от 30.01.2009

     Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Библиотека Стратегия-Центра стратегия стратегическое управление


    Хотя этот документ утратил актуальность, однако формально он продолжает действовать, и, поскольку в отдельных руководящих документах на него имеются прямые ссылки, данными документа необходимо руководствоваться при проведении проектных изысканий по государственным контрактам
    Поэтому Стратегия-Центр рекомендует заинтересованным профессионалам проводить соответствующие расчеты в многовариантном формате


    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ

    СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

    И ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ ЦЕН (ТАРИФОВ)

    НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА 2008 ГОД

    Февраль, 2007

     

    Предварительные проектировки сценарных условий и основных макроэкономических параметров на 2008-2010 годы учитывают итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2006 год и уточнение ситуации на мировых экономических рынках.

    Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2008-2010 годах осуществлялась по двум основным вариантам - 1 и 2. Оба варианта исходят из одинаковых прогнозных оценок мировых цен на нефть - умеренного снижения средней цены на нефть "Urals" с 55 долларов США за баррель в 2007 году до 50 долларов в 2010 году. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса, а также масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.

    Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях низких темпов роста экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,8 % в 2006 году до 5,2%-5,3% в 2009-2010 годах.

    Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей, темпы роста ВВП в 2009-2010 годах повышаются до 5,9% и 6,1%.

    Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета на 2008-2010 годы.

    Для оценки влияния изменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.

    Вариант оценивает перспективы развития отечественной экономики в условиях значительного снижения нефтяных цен с 61,1 долларов за баррель в 2006 году до 49 долларов за баррель в 2007 году с продолжением снижения до 41 и 39 долларов США за баррель в 2009-2010 годах, соответственно. В этом случае темпы роста ВВП не превысят 5,4%-5,5%.

    Вариант 2b прогнозирует экономическое развитие России в условиях понижения мировых цен на нефть Urals до 53 долларов за баррель в 2007 году и 45 долларов США за баррель в 2010 году. При такой динамике нефтяных цен, соответствующей консенсус-прогнозу основных агентств, темпы роста ВВП снижаются до 6,0% в 2007 году и 5,7% в 2010 году.

    Вариант оценивает перспективы развития отечественной экономики в условиях достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: цена на нефть "Urals" в 2007 году ожидается в среднем на уровне 55 долларов США за баррель, и в 2010 году увеличивается до 58 долларов. Реализация данного сценария дает 6,1% прироста ВВП в 2007 году и 6,2% в 2010 году.

    Внешние условия для формирования вариантов социально-экономического развития

    Внешние условия прогноза социально-экономического развития

     

    Вариант

    2006

    оценка

    2007

    2008

    2009

    2010

    прогноз

    Цена (мировая) на нефть Urals, долл./барр.

    1, 2

    61,1

    55

    53

    52

    50

    Экспорт нефти,
    млн. т

    1

    2

    248,4

    258

    260

    260

    262

    260

    267

    272

    273

    Экспорт газа,

    млрд. куб. м

    1

    2

    202,8

    198,8

    206,1

    215,6

    218,4

    200,8

    208,4

    218,4

    221,6

    Темпы роста мировой экономики,

    %

    1, 2

    5,2

    4,7

    4,9

    4,9

    5,0

    Мировая экономика

    Развитие экономики России в 2007-2010 гг., как ожидается, будет происходить в условиях продолжающегося роста мировой экономики. После некоторого снижения темпов роста в 2007 году до 4,7% прогнозируется восстановление темпов роста мировой экономики до 5,0% в 2010 году. Сохранение устойчивых экономических темпов роста в указанный период будет основываться во многом на высокой динамике ВВП стран с развивающимися рынками, в первую очередь, Азии.

    В группе развитых стран на общих экономических показателях скажется замедление в начале прогнозного периода роста экономики США. В 2007 году они снизятся до 2,6% под влиянием ослабления внутреннего спроса вследствие сокращения инвестиций в жилищное строительство и снижения инвестиционной активности в промышленности. В 2008-2010 годах темпы роста ускорятся и составят около 3%, что будет связано как с восстановлением рынка жилья и ростом инвестиций в оборудование, так и с положительным вкладом чистого экспорта. В большинстве стран еврозоны снижение темпов роста не будет сильно выраженным – они будут колебаться на уровне 2,1-2,3%. В Японии, при некотором снижении темпов роста экономики в 2007 году, в последующие годы они сохранятся на уровне около 2% благодаря росту частных инвестиций и личного потребления.

    Развивающиеся страны и новые индустриальные страны Азии вносят существенный вклад в общие показатели развития мировой экономики. Китай сохранит позиции второго после США локомотива мирового экономического роста, все более заметный вклад в общую динамику показателей будет вносить также Индия. В дальнейшем, однако, прогнозируется некоторое снижение (до уровня 9%) темпов роста китайской экономики под влиянием намечающегося замедления темпов роста экспорта и принимаемых правительством мер по преодолению «перегрева» экономики.

    Вместе с тем, в 2009-2010 годах сохраняется вероятность более значительного замедления роста мирового ВВП из-за угрозы возникновения циклической рецессии в США и других развитых странах. Сохраняется также вероятность резкого роста мировых цен на нефть и дестабилизации финансовых потоков из-за дестабилизации обстановки в отдельных нефтедобывающих регионах мира.

    Конъюнктура мировых рынков

    По данным международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, а также Всемирный банк и другие), в среднесрочной перспективе прогнозируется понижение уровня мировых цен - на нефть Urals прогнозируется диапазон 55-45 долларов за баррель.

    К 2009-2010 годам прогнозируется рост инвестиций и ввод дополнительных мощностей нефтедобычи и нефтепереработки, рост инвестиций в научные исследования и развитие нефтяной отрасли, а также ослабление спекулятивной составляющей конъюнктуры. Это приведет к увеличению поставок сырой нефти на мировой рынок и снижению цен.

    С другой стороны, в среднесрочной перспективе сохраняется достаточно высокий уровень спроса на нефть в мире, прежде всего в странах АТР. По прогнозам, в 2008-2010 годах потребление нефти мировой экономикой увеличится примерно на 1,5-2% в год по сравнению с 2006 годом. Не исключена возможность дальнейшего роста цен вследствие нового витка роста спроса, а также возможных политических потрясений в ряде нефтедобывающих стран.

    Черные металлы. В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение мировых цен на сталь, которое может начаться с 2008 года, в результате роста мировых производственных мощностей. Падение цен к 2010 году может составить порядка 35%.

    Цветные металлы. Ценовая конъюнктура на рынках цветных металлов будет определяться в среднесрочной перспективе: некоторым замедлением спроса, прежде всего со стороны США и Китая, ростом ввода новых мощностей, а также снижением цен на энергию. Все эти факторы предопределят сокращение цен на цветные металлы в 2008-2010 годах, которое в среднем может составить около 40%.

    Ожидается, что цены на алюминий сократятся в меньшей степени, чем цены на другие металлы. На фоне достаточно устойчивого спроса, снижение цен будет определяться ростом производства металла и снижением издержек производства. К 2010 году можно ожидать сокращение цены на 20%.

    Сокращение цен на медь к 2010 году может составить до 60%, в результате снижения спроса и роста предложения в условиях достаточно высокой рентабельности отрасли.

    Ожидается сохранение высокого спроса на никель. Рост производства металла в ближайшее время будет недостаточным, что будет способствовать сохранению дефицита на рынке никеля в 2007 году. Далее, по мере ввода в эксплуатацию новых мощностей, баланс спроса и предложения будет восстанавливаться, что будет способствовать падению цены.

    В 2007 году ожидается падение цен на алюминий и медь при росте цен на никель. Далее цены на все указанные металлы будут падать. В целом, падение за рассматриваемый период составит порядка 40%.

    Динамика добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа

    Добыча нефти и газового конденсата по первому варианту в 2007 году прогнозируется на уровне 488 млн. т, что будет достигнуто в основном за счет начала масштабной добычи нефти по проекту Сахалин-1. К 2010 году, в результате освоения новых нефтегазоносных провинций (Тимано-Печора, Восточная Сибирь и республика Саха), добыча нефти достигнет 492 млн. тонн. Предполагается, что в данном варианте принятые налоговые новации не окажут существенное влияние на увеличение добычи нефти со стороны новых нефтедобывающих провинций, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха, и поддержание уровня добычи на выработанных месторождениях.

    Учитывается также возможность перенесения сроков ввода в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» с соответствующей корректировкой сроков начала добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири и Якутии, ориентированных на реализацию нефти с использованием указанной системы.

    Осуществляется завершение первого этапа трубопроводного проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан», пропускной способностью до 30 млн. тонн нефти в год, с ответвлением в Китай, а также возможное соединение трубопроводной системы ОАО «АК Транснефть» с системой КТК, что позволит частично оптимизировать объемы экспорта нефти за счет разгрузки менее эффективных направлений. Предусматривается строительство нефтепровода Бургас-Александруполис с проектной мощностью 35 млн. тонн.

    По второму варианту в 2007 году добыча нефти прогнозируется в объеме 492 млн. тонн (102,5% к уровню предыдущего года), а к 2010 году достигнет уровня 514 млн. тонн (101,4 % к предыдущему году).

    В результате более интенсивного влияния принятых налоговых новаций предполагается наращивание вклада в совокупные показатели российской добычи нефти со стороны новых провинций, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха. Предполагается сглаживание падающей динамики добычи в западносибирской нефтяной провинции - за счет совершенствования организации добычи и перехода на меньшие объекты, более сложные в освоении, а также добычи нефти в российском секторе Каспийского моря, начиная с 2010 года. Принятие закона «О недрах» создаст предпосылки для дальнейшего развития отрасли и привлечения новых инвестиций.

    По обоим вариантам объемы добычи нефти по проектам СРП (Сахалин–1, Сахалин–2 и Харьягинское месторождение) принимаются по существующим программам их освоения.

    Экспорт нефти и нефтепродуктов. Экспорт нефти по первому варианту в 2007 году прогнозируется на уровне 258 млн. тонн, а в 2010 – 262 млн. тонн.

    По второму варианту экспорт нефти увеличивается в 2007 году до 260 млн.т, а к 2010 году - до 273 млн. т. Это обусловлено спросом на нефть на европейском рынке и дополнительным экспортом нефти на рынок АТР по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан». Замедление темпов роста экспорта нефти связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти.

    В первом варианте предполагается понижательная тенденция экспорта нефтепродуктов, связанная с замедлением роста объемов добычи нефти и возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. В период 2007-2010 гг. прогнозируется снижение экспорта нефтепродуктов с 103 млн. тонн до 99 млн. тонн. По второму варианту предполагаемые мероприятия по реконструкции действующих нефтеперерабатывающих предприятий, увеличению производства качественных нефтепродуктов, реализации строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, с учетом обеспечения потребностей внутреннего рынка, создадут условия для стабилизации экспорта нефтепродуктов в 2007 – 2009 годах на уровне 104 млн. тонн и роста к 2010 году до 106 млн. тонн (в том числе, благодаря освоению новых мощностей Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса).

    Добыча газа. По первому варианту рост объемов добычи газа будет обеспечиваться в основном за счет освоения уже действующих месторождений и вновь вводимых в Надым-Пур-Тазовском регионе (Южно-Русское, Заполярное (валанжин), Уренгойское (ачимовская свита). В 2009 году, в соответствии с программами освоения проектов СРП, предполагается увеличение добычи газа по проекту Сахалин-2. Сохраняющиеся отставания в развитии системы магистральных газопроводов и проблемы подключения к ней независимых производителей газа не позволят увеличить добычу газа более чем на 1,5-1,7% в год (или до 702 млрд. куб. м. в 2010 году).

    По второму варианту рост добычи газа к 2010 году до 722 млрд. куб. м обусловлен более динамичным развитием независимых производителей газа. Принятие закона «О магистральном трубопроводном транспорте» создаст условия для недискриминационного доступа независимых производителей газа к транспортной инфраструктуре, что приведет к увеличению доли независимых производителей в общем объеме добычи с 15,7 % в 2006 году до 18,6% в 2010 году.

    В рамках рассматриваемых сценариев ввод новых месторождений на полуострове Ямал ожидается не ранее 2011-2012 годов.

    Экспорт газа. Экспорт газа прогнозируется исходя из спроса европейского рынка, начала экспорта сжиженного природного газа по проекту Сахалин-2 (завод по производству сжиженного природного газа 9,6 млн. тонн в год), прогнозных данных ОАО «Газпром».

     По первому варианту экспорт газа увеличится до 198,8 млрд. куб. м в 2007 году и до 218,4 млрд. куб. м в 2010 году. По второму варианту экспорт газа увеличится к 2010 году до 221,6 млрд. куб. метров.

    Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития

    Внутренние условия прогноза социально-экономического развития

     

    Варианты

    2005

    отчет

    2006

    оценка

    2007

    2008

    2009

    2010

    прогноз

    Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, %

    1, 2

    10,9

    9,0

    7,5-8

    6,5-7

    6,3-6,8

    5,8-6,5

    в т.ч. темп роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги

    1, 2

    132,7

    117,9

    115,0

    117,0

    118,2

    118,4

    Индекс реального эффективного обменного курса рубля, дек/дек

    1

    2

    111,0

    107,6

    104,6

    102,6

    102,7

    97,0

    101,7

    97,2

    100,1

    Доля расходов инвестиционного характера федерального бюджета, включая инвестиционный фонд, в % к ВВП

    1

    2

    1,8

    2,1

    2,5

    2,1

    2,9

    2,0

    2,9

    1,8

    2,8

    Демография и занятость

    Ситуация в сфере занятости и на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Численность постоянного населения за 2008-2010 годы сократится на 1,3 млн. человек. При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается к 2010 году увеличение числа рождений на 14-16% и уменьшение коэффициента смертности c 15,8 до 15,4 (на 1000 человек населения).

    Численность населения в трудоспособном возрасте за 2008-2010 годы сократится на 2,5 млн. человек, в том числе: в 2008 г. - на 0,6 млн. чел., в 2009 г. – на 0,9 млн. чел., в 2010 г. – на 1 млн. чел. В этих условиях численность занятых в экономике, даже с учетом положительного сальдо миграции и снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к уменьшению. За 2008-2010 годы, согласно прогнозным оценкам, она сократится на 0,8 млн. человек (вариант 2).

    С учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь сектора экономики и регионы, имеющие традиционно более высокую заработную плату и лучшие социально-бытовые условия проживания.

    Дефицит рабочей силы (особенно квалифицированной) становится одним из важнейших барьеров экономического роста.

    Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

    Решением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 42 установлены следующие параметры роста цен на газ. С 1 января 2008 года средние оптовые цены повышаются на 25%, с 1 января 2009 года и с 1 июля - на 13%, а в целом за 2009 год – на 27,7%. В 2010 году цены на газ будут повышены 1 января и с 1 июля - на 13%, в целом за год – на 27,7 процентов. На газ, отпускаемый населению, повышение цен в 2008-2010 году установлено в этих же размерах.

    В результате такого повышения цен на газ в 2010 году его цена достигнет 97,8 долл. за тыс. кубометров, что ниже цен, по которым газ покупают не только в Европе (270 долларов), но и в республиках СНГ. Предполагается, что такой повышенный рост цен создаст стимулы для увеличения добычи газа и его поставок на внутренний рынок, а также будет стимулировать повышение эффективности газопотребления и способствовать замещению газа в топливном балансе другими энергоносителями (углем). Опережающий рост цен на газ будет стимулировать увеличение инвестиций в газо- и энергосберегающие технологии.

     Учитывая, что принятые решения о достижении экономически обоснованной цены на газ, поставляемый на внутренний рынок, основываются на принципе равнодоходности от экспортной цены, целесообразно сформировать сопоставимую динамику достижений среднеевропейских показателей на транспортировку газа для независимых организаций. С учетом динамики предельного роста цен на газ до 2011 года предлагаемый рост тарифа для независимых производителей составит 10% в 2008 году, 11% в 2009 году и 11% в 2010 году. Такой рост тарифов будет способствовать недискриминационному доступу к магистральному трубопроводу независимых производителей газа. При регулировании тарифов предполагается, что новые трубопроводные системы будут тарифицироваться отдельно на принципах проектного финансирования. Кроме того, приведенные темпы роста определены без учета возможного достижения соглашений между ОАО «Газпром» и независимыми организациями о совместном участии в расширении системы магистральных газопроводов.

    В течение трехлетнего периода планируется, в соответствии с концепцией развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, поэтапное выведение уровня регулируемых оптовых цен на сжиженный газ, используемый населением для бытовых нужд, на уровень рыночных цен с последующей либерализацией данного сектора.

    В связи с повышенными темпами роста цен на газ в 2008-2010 годах предельные размеры повышения регулируемых цен на электроэнергию будут превышать инфляцию. В 2008 году их прирост составит 12%, в 2009 году – до 12,5%, что обеспечивает электроэнергетике уровень рентабельности, предусмотренный сценарными условиями прогноза социально-экономического развития на 2007-2009 гг. В 2010 году прирост регулируемых тарифов составит 13,5%, что сохраняет уровень рентабельности на уровне 2009 года. Следует отметить, что указанные темпы роста тарифов на электрическую энергию не учитывают возможного изменения ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

     По ряду субъектов Российской Федерации (Чукотская АО, Республика Саха-Якутия, Амурская область, Приморский край, Республика Коми, Калининградская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Чувашская Республика), возможна индексация уровня регулируемых тарифов темпами, превышающими среднероссийские в случае принятия соответствующих решений о выделении указанным субъектам средств федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

    В части либерализации рынка электроэнергии определено поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам: с 5 % с 1 января 2007 г., до 10% – с 1 июля 2007 г., 15% - с 1 января 2008 г., 25% - с 1 июля 2008 г., 30% - с 1 января 2009 г., 50% - с 1 июля 2009 г., 60% - с 1 января 2010 г., 80% - с 1 июля 2010 г. и до 100% - с 1 января 2011 года. Темпы либерализации рынка определены с учетом готовности инфраструктуры рынка и адаптационным возможностям экономики.

    Либерализация рынка электроэнергии в первую очередь связана с необходимостью повышения эффективности использования электроэнергии у потребителей и стимулирования привлечения частных инвестиций в электрогенерацию. Свободные цены на электроэнергию будут формироваться с учетом спроса и предложения, при этом, будет запущен конкурентный механизм, поэтому рост тарифов не будет чрезмерным.

    Вследствие растущего спроса на электроэнергию в первоначальный период на свободном рынке проектируется более высокий рост цен на электроэнергию, чем регулируемых. По оценке, в 2007 году свободные тарифы увеличатся на 30-40%, в 2008 году - на 13-15%, а уровень свободных цен будет превышать размеры регулируемых тарифов не более чем на 25-30%. По мере увеличения доли электроэнергии, реализуемой по рыночным ценам, темпы их роста будут снижаться вследствие ограничения платежеспособного спроса потребителей - в 2009 - 2010 гг. их прирост оценивается в размере 6 -7%. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов, и по оценке составят в 2007 г. – 12-13%, в 2008 г. – 16-17%, в 2009 г. - 15-16%, в 2010 г. – 13-15 процентов.

    Такой рост тарифов на электроэнергию позволит обеспечить потребность электроэнергетики в инвестиционных ресурсах, будет стимулировать частные инвестиции, направленные на снижение избыточных энергозатрат.

    Для населения прирост регулируемых тарифов составит в 2008 г. – 14%, в 2009 г. – 15%, что может временно увеличить масштабы перекрестного субсидирования. В 2010 году после повышения тарифов для населения на 18%, они приблизятся к средним тарифам на электроэнергию на розничном рынке.

    В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию предельные размеры роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства увеличиваются в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители.

    В 2008 году рост тарифов составит 17%, в 2009 - 2010 г. – 18-19 процентов. Прирост размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации будет превышать предельный размер роста тарифов на товары и услуги ЖКХ вследствие необходимости доведения уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги до 100%, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования тарифов для населения другими группами потребителей. В 2008 году он не превысит в среднем 20 процентов, в 2009 - 2010 годах – 23-24%. При этом следует определить порядок учета размера оплаты.

    Темпы роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки направлены на снижение уровня перекрестного субсидирования пассажирских перевозок. На перевозки грузов в 2008 - 2010 годах он установлен в пределах верхней границы инфляции (7%, 6,8%, 6,5%). При этом динамика тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не обеспечивает в 2009 году полного выравнивания тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном и международном сообщениях (что предусматривалось сценарными условиями прогноза на 2007-2009 гг.).

    На пассажирские перевозки темпы более высокие в связи с необходимостью сокращения их убыточности: в 2008 г. - до 14%, в 2009 г. - до 13% , в 2010 г. - 12%.

    Снижение инфляции

    Целевые параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, определяются на 2008 год 6,5-7%, 2009 год – 6,3-6,8%, 2010 год – 5,8-6,5%. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения.

    Достижению целевых параметров снижения инфляции соответствует снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году до 30-31% в 2007 году и 16-18% в 2010 году, с учетом замедления скорости оборачиваемости денег. В этих условиях монетизация экономики (ее насыщенность деньгами) может повысится с 28% ВВП в 2006 году до 42% в 2010 году, что создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста.

    Вместе с тем в 2009-2010 годах из-за сокращения прироста валютных резервов при значительных масштабах стерилизации ликвидности в Стабилизационном фонде может возникнуть недостаток ликвидности в экономике. Для его преодоления необходима активизация рефинансирования банков со стороны Банка России.

    Для выполнения поставленной задачи дальнейшего снижения инфляции, наряду с инструментами денежной политики, важную роль играют меры структурной политики, направленные на рост производства и предложения товаров и услуг и развитие конкуренции на оптовых и розничных рынках.

    Динамика обменного курса и платежный баланс

    Рост мировых цен на сырье, на котором во многом базировалось усиление позиций платежного баланса в последние годы, в период 2007-2010 годов, согласно прогнозу, сменится падением цен - как на энергетическое сырье, так и на металлы. В этих условиях, несмотря на замедление роста спроса на импорт, произойдет значительное сокращение притока иностранной валюты, поступающей по каналу текущих операций. Основной вариант прогноза предполагает, что профицит счета текущих операции, составив в 2006 году 97 млрд. долл. США, сменится дефицитом, который к 2010 году достигнет 41 млрд. долларов.

    Сокращение сальдо счета текущих операций будет требовать сохранения высокого уровня чистого притока капитала, что повысит чувствительность платежного баланса и обменного курса к изменению инвестиционного климата в стране и относительного уровня доходности активов. Согласно прогнозу, профицит счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, достигнув рекордных 14,5 млрд. долл. США в 2006 году, продолжит расширяться, и к 2010 году составит 41 млрд. долл. США.

    Ожидается, что чистый приток капитала будет определяться операциями сектора нефинансовых предприятий, при сокращении ввоза капитала банковским сектором. Улучшение инвестиционного климата и расширение возможностей российских компаний проводить IPO на зарубежных рынках будут определять тенденцию роста иностранных инвестиций в экономику России. Объем прямых иностранных инвестиций в 2006 году составил 31 млрд. долларов, а к 2010 году может увеличиться до 44 млрд. долларов.

    Ожидается, что валютные резервы возрастут в 2007 году на 70-80 млрд. долларов. К 2010 году, в результате сжатия сальдо по текущим операциям, рост резервов может прекратиться.

    В этих условиях номинальный эффективный курс рубля в 2007 году будет оставаться относительно стабильным. В 2008-2010 годах сокращение сальдо счета текущих операций может вызвать понижение номинального эффективного курса на 1-3% в год. В соответствии с целевой инфляцией темпы роста реального эффективного курса рубля в 2007 году снизятся до 4-5%, а к 2010 году реальный курс рубля перестанет укрепляться. Обменный курс доллара к рублю составит 26,2 рубля за доллар в 2007 году и повысится до 27,0 рублей за доллар к концу 2010 года. В условиях варианта 2а, который предполагает значительно более быстрое снижение номинальных объемов экспорта, курс доллара повысится до 32,7 рубля за доллар к концу 2010 года.

    Налоговые условия

    Налог на добавленную стоимость. Во всех вариантах Сценарных условий предусмотрено сохранение до 2010 года действующей ставки НДС. С 2007 года вводится заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами.

    В 2007-2010 годах предусматривается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.

    Ставки акцизов на нефтепродукты на 2008 год предполагается сохранить на уровне 2007 года (с 1 января 2007 года введена уплата акцизов на нефтепродукты предприятиями-производителями нефтепродуктов). В дальнейшем, по мере введения соответствующих технических регламентов на моторные топлива, предполагается дифференциация ставок акциза на них, имея в виду установление более низкой ставки на топлива, отвечающие более высоким требованиям по качеству. В случае разработки технологических условий применения в России топлива, содержащего биоэтанол, возможно установление пониженных ставок акцизов на данный вид топлива.

    По акцизам на табачную продукцию предлагается сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Начиная с 2007 года адвалорная составляющая ставок акцизов на сигареты исчисляется не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети. В 2008-2010 годы предлагается произвести индексацию специфической составляющей ставки акцизов на табачную продукцию темпами в среднем на 5 процентных пунктов, превышающими прогнозируемое значение индекса потребительских цен на очередной год.

    Предлагается в 2008-2010 годы произвести индексацию специфических ставок акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год. Кроме того, предусматривается отменить льготы по акцизам в части спиртосодержащей продукции с 01.01.2008, за исключением отмены льгот по лекарственным, лечебно-профилактическим и диагностическим средствам, в том числе изготавливаемым аптечными организациями.

    Реформирование налогообложения прибыли организаций проведено с 2007 года. С 1 января 2007 года по налогу на прибыль организаций разрешается в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Также с 1 января 2007 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

    В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий в 2007 году сохраняется нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В 2008-2009 годы данная ставка составит 6%, 2010-2011 годы – 12 процентов.

    Налог на добычу полезных ископаемых также реформирован с 2007 года. В целях стимулирования разработки новых нефтяных месторождений, а также повышения эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности с 1 января 2007 года:

    - введена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края;

    - установлен понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, для месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 80 % выработанности).

    Таможенная политика

    Основными направлениями работы в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

    1.     Снижение ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии с тарифными договоренностями, достигнутыми в ходе переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

    Средневзвешенная ставка Таможенного тарифа в 2007 году составит в целом 11,7%, в том числе по товарам сельскохозяйственной группы – 18,6%, промышленной группы – 10,5%. С учетом тарифных льгот и преференций средний уровень ставки таможенной пошлины по уплаченным суммам таможенной пошлины составит, по информации ФТС России, 10,2 процента.

    В 2008-2010 годах будет осуществляться последовательное снижение ставок ввозных таможенных пошлин. С учетом выполнения обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в связи с присоединением Российской Федерации к ВТО средневзвешенные ставки Таможенного тарифа составят: в 2008г. – 10,9%; в 2009г. – 10,1%; в 2010г. – 8,9% (по сельскохозяйственным товарам – до 18%, по промышленным товарам – 7,6 процента).

    2.     Дальнейшее снижение абсолютного размера ставок ввозных пошлин на технологическое оборудование. В 2007 году планируется введение на постоянной основе беспошлинного режима ввоза технологического оборудования.

    В 2008-2010 годах снижение или отмена ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование будет продолжена, прежде всего, в привязке к реализации Федеральных целевых программ и национальных проектов. При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин приоритет отдается предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, поставка которого способна заметно повысить конкурентоспособность российской продукции и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения.

    3.     Установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, в одном случае предназначенных для промышленного производства, а в другом случае – не предназначенных для изготовления данных товаров. Это позволяет увеличить ввоз товаров, имеющих инвестиционный характер, а также обеспечить достаточный уровень тарифной защиты отечественных производителей аналогичного товара. В 2007 году планируется введение режима «промышленной сборки» специальной техники без обязательств по локализации производства.

    4.     Проведение ревизии Таможенного тарифа в целях приведения размеров ставок пошлин в соответствие с принципом эскалации, т.е. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

    5.     В отношении экспортного тарифа – продолжение реализации общего принципа – отказ от фискальной функции тарифа.

    В течение 2007 года будут отменены экспортные пошлины на товары химического синтеза, готовую продукцию деревообрабатывающего комплекса, включая пиломатериалы и целлюлозу.

    По товарам, в отношении которых ставки вывозных таможенных пошлин носят регулятивный характер, предполагается сохранение вывозных таможенных пошлин в течение 2008-2010 годов. При этом ставки вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину будут постепенно увеличиваться с доведением их до уровня запретительного к 1 января 2009 года (кроме березовых балансов).

    6.     Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в части определения происхождения товаров, ввозимых из стран-членов СНГ.

    В торговле с рядом стран применяется преференциальный режим, а также режим свободной торговли. В частности, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и государствами-членами СНГ, товары, происходящие из указанных государств и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. В связи с этим в Российскую Федерацию под видом товаров, происходящих с территории стран – членов СНГ могут поступать иностранные товары, подвергнувшиеся незначительной обработке, существенно не изменяющей их состояние.

    Исходя из изложенного, а также учитывая проводимую работу по поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ, необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма защиты российских товаропроизводителей. Одним из направлений такой работы является внесение изменений и дополнений в Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав Правительств СНГ.

    Кроме того, в рамках международных переговоров следует выработать и тиражировать механизмы взаимного самоограничения при поставках товаров.

    С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следует активизировать применение сезонных пошлин. Во избежание «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров можно расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

    Изменение основных макроэкономических параметров по вариантам социально-экономического развития

    Рост ВВП и факторы, его определяющие

    В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:

    существенным исчерпанием источников роста за счет внешнеэкономической конъюнктуры, в частности, возможностей наращивания экспорта с темпом более 5% в год и тенденцией возможной стабилизации или умеренного снижения цен на нефть;

    исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, что может привести к потере имеющихся позиций на рынках высокотехнологичной продукции;

    необходимостью модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

    активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста;

    усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках. Следствием возросшей конкуренции станет рост производительности труда и сближение темпов роста производительности и заработной платы..

    В прогнозном периоде произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

    Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 п.п. (из 7,2% прироста ВВП) в 2004 году и 2,6 п.п. в 2005 году до 1 п.п. в 2007 году (по варианту 2). На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1 – 1,5 п.п. прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 17 – 21% в приросте ВВП.

    Сокращение влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов роста физического объема экспорта с 10,5% и 4,2% прироста в 2004 и 2005 годах до 2–3% на протяжении прогнозируемого периода. Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет, рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

    Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль государственной экономической политики и инвестиционного климата.

    При сохранении внутренних условий экономической деятельности не хуже существующих и стабилизации уровня конкурентоспособности бизнеса темпы роста экономики составят 5,4 - 5,3% в 2008-2009 годах.

    Для выхода на параметры роста не ниже 5,9-6,1% в год, соответствующие второму варианту развития, особая роль должна уделяться росту инвестиционной активности и существенному увеличению эффективности экономики. Рост инвестиций в целях увеличения экспорта нефти, газа, машин, оборудования и продукции переработки по второму варианту обеспечат дополнительно к первому варианту от 0,17 до 0,23 п. п. прироста ВВП в год. А общий рост инвестиций в расширение производства, включая государственные инвестиции в целях преодоления инфраструктурных ограничений, обеспечат от 0,25 до 0,47 п.п. дополнительного прироста ВВП в год.

    Повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного производства будет определяться ускоренным ростом инвестиций в инновационный сектор экономики и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. По оценке, за счет этого фактора может быть обеспечено 0,25 п.п. прироста ВВП в 2010 году.

    Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено от 0,07 до 0,1 п.п. прироста ВВП.

    Основные факторы роста экономики

    темпы прироста ВВП, %

     

    прогноз

    2007

    2008

    2009

    2010

    Вариант 1 (инерционный)

    5,61

    5,4

    5,17

    5,29

    Вариант 2

    6,05

    5,91

    5,89

    6,11

    Разница в темпах прироста (вар.2-1)

    0,44

    0,51

    0,73

    0,82

    Вклад дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта

    0,25

    0,30

    0,40

    0,47

    Вклад за счет прироста эффективности и инвестиций в инновационный сектор

    0,06

    0,14

    0,20

    0,25

    Вклад за счет роста доходов населения и других факторов

    0,13

    0,07

    0,13

    0,10

    Экспорт и импорт товаров

    В прогнозном периоде ожидается некоторое снижение объема экспорта товаров – по сравнению с 304,5 млрд.долл. в 2006 году прогнозируется его уменьшение до 296,8 млрд.долл. в 2007 году и 288,9 млрд. долл. в 2010 году (по второму варианту. По первому варианту снижение будет более значительным). В основном это связано с прогнозируемыми более низкими ценами на энергоносители, а также металлы, составляющие основную долю российского экспорта.

    В то же время улучшится структура экспорта. Наиболее значительно к 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличится экспорт машин, оборудования и транспортных средств (более чем в 1,3 раза), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 1,4 раза). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта вырастет с 5,8% в 2006 году до 8,1% в 2010 году, продукции химической промышленности - с 5,6% до 6,1%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – с 1,8% до 2,7%. Экспорт металлов и изделий из них снижается в 2010 году более, чем на четверть по сравнению с 2006 годом, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 1,5 процента.

    Объем импорта в прогнозном периоде продолжит динамичный рост, опережающий рост экспорта и внутреннего спроса. Если в 2006 году его объем составил чуть больше половины объема экспорта, то в 2010 году по второму варианту они практически сравняются, а по первому - объем импорта превысит объем экспорта. В то же время предполагается, что в рамках второго варианта степень опережения импортом роста внутреннего спроса резко сократится, а общий темп роста импорта упадет вдвое - из-за повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

    Ожидается рост стоимостных показателей импорта почти по всем товарным группам за исключением металлов и изделий из них и минеральных продуктов. В структуре импорта увеличивается доля машин, оборудования и транспортных средств с 47,7% в 2006 году почти до 62% в 2010 году, при этом их номинальный объем вырастет за данный период почти в 2,5 раза. Удельный вес других групп товаров снижается.

    Инвестиции в основной капитал

    Улучшение институциональной среды и формирование системы работающих финансовых институтов развития будут способствовать росту склонности отечественного бизнеса к инвестированию и притоку иностранных инвестиций. Инвестиции в основной капитал увеличатся в 2010 году к 2005 году в 1,7 раза по второму варианту и в 1,6 раза по первому варианту. Более выраженная инвестиционная направленность второго варианта по сравнению с первым связана с ускорением роста инвестиций в нефтедобыче и машиностроении, а также некоторым усилением роли государственных инвестиций в развитии инфраструктурных и высокотехнологичных секторов экономики.

    Более высокие темпы роста инвестиций по второму варианту будут поддерживаться ускорением роста объемов привлеченных средств. Так, если по первому варианту доля привлеченных средств в инвестициях составит к 2010 году 55,2%, то по второму варианту – 58,5%. Кроме того, предполагается, что предприятия несколько увеличат долю амортизации, направляемой на инвестиции. Повышение значения кредитов банков в инвестиционных процессах во втором варианте обуславливается более высокими показателями прибыли (соответственно, расширением возможностей предприятий по привлечению кредитов).

     В соответствии с перечнем действующих и разрабатываемых федеральных целевых программ расходы инвестиционного характера (включая расходы на развитие малого предпринимательства и ОЭЗ) в рамках второго варианта повышаются в 2008-2010 годах до уровня в 2,8-2,9% ВВП против 2,5% в 2007 году. В рамках первого варианта прогноза инвестиционные расходы устойчиво снижаются с 2,5% в 2007 году до 1,8% в 2010 году.

    Структурные сдвиги в экономике

    В 2008-2010 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться ростом промышленности, и в первую очередь обрабатывающих производств, что связано с замедлением процесса ухудшения их конкурентоспособности.

    Изменения будут происходить на фоне ослабления потребительского бума. Если в 2006 году рост ВВП (6,8%) в основном определялся ростом в секторе торговли, других услуг и строительстве при сохраняющихся низких темпах роста промышленного производства (4,4%), то в прогнозном периоде предполагается сближение темпов роста промышленности и ВВП. В 2010 году рост ВВП по второму варианту составит 5,8% при росте промышленности на 4,5 процента.

    С учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2007-2010 годах, годовые темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту прогноза – 3,2-3,3%; по второму варианту, с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики - 4,3-4,7 %. Более высокие темпы роста второго варианта опираются на увеличение неценовой конкурентоспособности российской экономики и интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов.

    В прогнозном периоде сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов.

    Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Высокие темпы роста (2010 к 2006 году) прогнозируются в производстве пищевых продуктов (125,5%); текстильном и швейном производстве (131,8%), производстве прочих неметаллических изделий (145,6%).

    Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. По второму варианту прогноза наиболее высокими темпами будут развиваться производство электрооборудования (128,0%), производство машин и оборудования (125,6 процентов), производство транспортных средств (128,4 процента).

    Социальное развитие

    В 2007-2010 гг. сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: фонда заработной платы, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В номинальном выражении в 2010 году по отношению к 2006 году денежные доходы населения возрастут по первому варианту на 82,7%, по второму варианту на 91%. Прирост реальных располагаемых доходов за четыре года во втором варианте составит 37,7% (по первому варианту – 32,3 процентов). Динамика всех составляющих доходов населения во втором варианте предполагается выше, чем в первом, кроме пенсионных выплат, прогноз по которым одинаков в обоих вариантах.

    Сохраняются высокие темпы роста заработной платы. За период 2007-2010 годы номинальная заработная плата возрастет по второму варианту в 1,9 раза (по первому варианту – в 1,8 раза), реальная заработная плата – на 42,8% (по первому варианту – на 36,5%).

    Динамичный рост заработной платы будет обусловлен, прежде всего, устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

    В сценарных условиях индексация заработной платы работников бюджетной сферы на 2007-2009 годы соответствует уровню, предусмотренному в перспективном финансовом плане. В 2010 году предусматривается провести индексацию заработной платы в соответствии с индексом потребительских цен (6,5%) для работников, оплачиваемых по ЕТС – с 1 августа, для государственных служащих – с 1 января, для судей и прокуроров – с 1 июля.

    Прогнозные оценки повышения заработной платы в 2008-2010 годах

    Второй вариант

     

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    2010 к 2007

    Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб.

    10736

    12920

    15304

    17723

    20395

     

    Темп роста, %

    125,5

    120,3

    118,5

    115,8

    115,1

    157,9

    Реальная заработная плата в целом по экономике, %

    113,5

    111,4

    110,0

    108,1

    107,8

    128,2

    Номинальная начисленная заработная плата бюджетников, руб.

    7252

    8574

    9842

    11207

    12447

     

    Темп роста, %

    124,8

    118,2

    114,8

    113,9

    111,1

    145,2

    Реальная заработная плата бюджетников, %

    113,7

    109,5

    106,6

    106,3

    104,0

    117,8

    Соотношение заработной платы бюджетников и в целом по экономике, %

    67,5

    66,4

    64,3

    63,2

    61,0

     

    Продолжится реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения российских граждан. В 2008-2010 годах индексация базовой и страховой части пенсий будет осуществляться с учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен, а также выполнения задачи по доведению среднего размера социальной пенсии к концу 2009 году до уровня прожиточного минимума пенсионера и его поддержания на достигнутом уровне в долгосрочной перспективе.

    При этом следует отметить, что в случае индексации размера базовой части трудовой пенсии, предложенной в перспективном финансовом плане, к 2009 году не достигается приближение размера социальной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера. Для достижения этой цели Пенсионный фонд России предлагает более высокую ее индексацию в 2009 году (20,2% против 14,2%, предусмотренных в ПФП). По оценке Минэкономразвития России, дополнительные расходы за 2009-2010 годы могут составить 233,1 млрд. руб..

    Предлагаемый уровень индексаций пенсий не позволит в прогнозном периоде переломить тенденцию снижения коэффициента замещения (соотношение среднего размера пенсий и заработной платы): он продолжит снижение с 28% в 2005 году до, примерно, 24% в 2009-2010 годах.

    Прогноз прожиточного минимума населения на 2008-2010 годы скорректирован в сторону увеличения в связи с уточнением индекса потребительских цен на товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины. В 2010 году величина прожиточного минимума населения оценивается в 4878 руб. В результате уровень бедности к 2010 году по первому варианту составит 11,2%, по второму варианту - 10,9 процентa.

    Макроэкономические показатели прогноза в условиях различной динамики цен на нефть

    Учитывая значительную неопределенность динамики нефтяных цен, рассмотрены дополнительные варианты развития российской экономики, учитывающие, например, ее адаптацию к их возможному резкому падению.

    Вариант 2a предполагает более быстрое снижение нефтяных цен - до 49 долларов за баррель в 2007 году, 44 долларов за баррель в 2008 году, с дальнейшим понижением до 39 долларов за баррель к 2010 году.

    В этих условиях торговое сальдо платежного баланса будет быстро сокращаться и к 2010 году станет дефицитным. Резко снизится рост валютных резервов, который в этих условиях к 2009 году практически прекратится.

     Сокращение сальдо счета текущих операций вызовет ускоренное по сравнению со вторым вариантом понижение номинального эффективного курса.

    Темпы роста ВВП могут понизиться до 5,5% в 2007 году и 5,3% в 2009 году с некоторым ростом до 5,5% в 2010 году. Падение экспортных доходов может сказаться на снижении темпов роста инвестиций, которые в 2007-2010 годах могут понизиться примерно на 1 п.п. в год. Реальные доходы населения в 2007-2010 годах уменьшатся по сравнению со вторым вариантом на 1,1-1,7 п.п. в год.

    Макроэкономические параметры прогноза при различной динамике цен на нефть

     

    Варианты

    прогноз

    2007

    2008

    2009

    2010

    Цены на нефть,

    долл.США за баррель

    2

    55

    53

    52

    50

    49

    44

    41

    39

    Динамика ВВП, темпы прироста,

    в %

    2

    6,1

    5,9

    5,9

    6,1

    5,5

    5,4

    5,3

    5,5

    Торговое сальдо,

    млрд. долл.США

    2

    100,2

    70,5

    35,3

    2,3

    87,4

    54,3

    18,3

    -3,7

    Рост валютных резервов,

    млрд. долл.США

    2

    75,5

    58,4

    32,1

    -2,4

    62,4

    37,5

    2,2

    -18,8

    Обменный курс,

    рублей за доллар

    2

    26,2

    26,1

    26,3

    27,0

    26,6

    27,5

    29,2

    31,5

     

    Приложения

    Новости Стратегия-Центра
    4 ноября - День единения России 2015-11-04 (09:00:00)
    4 ноября - День единения единства России

    Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook, WEO-2015), озаглавленный "Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье" (Adjusting to Lower Commodity Prices) 2015-10-06 (12:00:00)
    Международный валютный фонд МВФ the International Monetary Fund IMF доклад Перспективы развития мировой экономики 2015 World Economic Outlook 2015 WEO 2015 Приспосабливаясь к более низким ценам на сырье Adjusting to Lower Commodity Prices

    Всемирный банк (the World Bank) опубликовал очередной (№ 34) Доклад об экономике России (Russia Economic Report 34), озаглавленный "Сложности адаптации и трансформации экономики" (Balancing Economic Adjustment and Transformation) 2015-09-30 (12:00:00)
    Всемирный банк the World Bank 2015 Доклад об экономике России Russia Economic Report 34 Сложности адаптации и трансформации экономики Balancing Economic Adjustment and Transformation

    В журнале "Стратегический менеджмент" (1/2015) опубликована статья "Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса", подготовленная сотрудниками Стратегия-Центра 2015-04-03 (10:00:00)
    Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Набоков Анатолий Борисович Набоков А.Б. Лебедев Владимир Николаевич Лебедев В.Н. журнал Стратегический менеджмент № 1(29)/2015 статья Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса

    Первое (организационное) заседание Технического комитета по стандартизации № 227 "Мониторинг сложных технических систем", созданного по инициативе Стратегия-Центра 2015-03-26 (18:00:00)
    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр Технический комитет № 227 "Мониторинг сложных технических систем" при Росстандарте организационное заседание

    Rambler's Top100

    © 2006