Стратегия-Центр: отраслевое исследование "Порты России: текущее состояние и перспективы развития"
Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» Стратегия-Центр
маркетинг маркетинговое исследование отраслевое исследование
транспортная система России водный транспорт Российской Федерации морской транспорт морские порты речные порты России порты Российской Федерации seaports Russia
оценка статистика текущее состояние итоги результаты деятельности 1990-2008-2009 2001-2008-2009
прогноз перспективы развитие портов России портовой инфраструктуры до 2020 года до 2030 года
volume of cargo handling in at ports seaports Russia study
volumen der güterumschlag in den seehäfen Russland
volume van de vrachtafhandeling in zeehavens Rusland
volumen af godshåndtering i havne Rusland
volume de manutention dans les ports maritimes de la Russie
määrä lastinkäsittelyn satamissa Venäjällä
該卷在港口貨物裝卸俄羅斯
обемът на обработка на товари в морските пристанища Русия
volumul de manipulare a încărcăturii în porturile maritime Rusia
limanlar içinde yük taşıma hacmi Rusya
см. ПРИМЕРЫ результатов работ, выполненных Стратегия-Центром
Кроме того, см. фрагменты Отчета Стратегия-Центра о результатах макроэкономических изысканий от 30.01.2009 «Анализ тенденций и прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2030 годы. Экспертная оценка значений макроэкономических показателей на постпрогнозный период (до 2045 года)» и ежеквартальных дополнений «Результаты критической оценки и переоценки № _ оригинальных макроэкономических прогнозов на 2009-2030 годы и на постпрогнозный период с учетом итогов и вновь выявленных тенденций развития мировой экономики и экономики Российской Федерации в ___ 20__ года. По состоянию на 01.__.20__» к Отчету Стратегия-Центра от 30.01.2009
 
ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» приступило к оформлению тематического отчета о результатах отраслевого исследования на тему «Порты России: текущее состояние и перспективы развития (по состоянию на 01.07.2009)».

В рамках работ по формированию тематического отчета объектами исследования выступают морские торговые порты России и наиболее крупные отечественные речные порты, текущие и перспективные (потенциальные и плановые) транспортно-логистические мощности российских портов, текущие и перспективные результаты маркетинговой, производственной и финансово-экономической деятельности портов, данные о доминировании различных видов грузов, перерабатываемых в каждом из портов, соответствие портовых мощностей и грузовой специализации конкретных портов, а также пропускной способности подъездных путей к соответствующим портам потребностям экономики Российской Федерации (включая планы России по наращиванию потенциала Северного морского пути и интенсивному освоению российской части арктического шельфа), потребностям экономик соответствующих федеральных округов и субъектов Российской Федерации, потребностям экономик других государств.
Актуальность развернутого и глубокого изучения данной темы, профессионального обсуждения полученных результатов и внедрения результатов в практику стратегического управления отечественной экономикой в целом и отечественным водным транспортном в частности обусловлена:
- целесообразностью использования текущих и прогнозных показателей деятельности отечественных портов в качестве индикаторов реального состояния российской и мировой экономик и динамики их развития;
- корректировкой (в связи с воздействием глобального и национального экономического кризиса) производственных, коммерческих и инвестиционных планов большинства портов России, планов промышленных, торговых, транспортных, транспортно-логистических предприятий и стивидорных компаний, использующих мощности соответствующих портов, а также планов инвесторов, финансирующих развитие портовой инфраструктуры, наращивание перевозочных мощностей (строительство и капитальный ремонт судов), развитие бизнеса, сопутствующего портовому бизнесу или обеспечивающего его;
- разработкой в настоящее время бизнес-планов и проектной документации (в том числе, и за счет федерального бюджета) проектов развития ряда крупных отечественных портов и портов, функционирование которых предполагается перевести в формат мультимодальных транспортно-логистических узлов;
- реконструкцией объектов портовой инфраструктуры и созданием подобных объектов вновь;
- и иными факторами.
Глубина проводимого ретроспективного анализа ограничена периодом 1990-2009 годы.
Базовый временной горизонт прогнозирования (в форме оценки перспектив) – 2020 год. Однако ключевые (интегральные) показатели функционирования и развития портов России в процессе изыскательских работ будут спрогнозированы на период до 2030 года.
При оценке потенциала российских морских и ряда речных портов по обслуживанию внешнеэкономической деятельности России, внешнеэкономической деятельности других государств и макроэкономических регионов, при оценке конкурентоспособности отечественных портов по отношению к портам сопредельных государств, при оценке "внутренней" (внутрироссийской) конкуренции отечественных портов помимо характеристик и планов развития самих портов используются характеристики существующих международных (глобальных и макрорегиональных), общероссийских и межрегиональных транспортных коридоров, данные о грузопотоках, которые обслуживают существующие транспортные коридоры, и о грузопотоках, которые могут быть переориентированы и/или сформированы в результате формирования новых магистральных транспортных маршрутов /коридоров/ (прежде всего, новых международных глобальных и новых международных макрорегиональных транспортных маршрутов /коридоров/, формируемых в противовес МТК, проходящим через территорию Российской Федерации).
Частной целью проводимого исследования является оценка влияния наращивания потенциала конкретных портов России на повышение уровня социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации и федеральных округов (решение обратной регионально-экономической задачи) и уровня социально-экономического развития России в целом (решение обратной макроэкономической задачи).
В рамках проводимого исследования «Порты России: текущее состояние и перспективы развития (по состоянию на 01.07.2009)» Стратегия-Центр предполагает осуществить анализ зарубежного и отечественного опыта реализации инвестиционных проектов по наращиванию портовых мощностей, обобщение и анализ типовых рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры, наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства (включая создание портовых особых экономических зон и концессий, а также долгосрочную аренду объектов портовой инфраструктуры, находящихся в собственности государства) при реализации крупных инвестиционных проектов в морских и речных портах и т.д.
Результаты проводимых Стратегия-Центром исследований могут быть использованы заинтересованными лицами при формировании бизнес-планов и соответствующих разделов проектной документации инвестиционных проектов, связанных с развитием отечественных портов, включая проекты, ориентированные на трансформацию конкретных портов в мультимодальные транспортно-логистические комплексы /узлы/ международного, федерального, окружного, межрегионального или регионального значения.
В числе проектов, в которых могут быть востребованы результаты тематического исследования Стратегия-Центра:
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (Мурманская область),
Проект «Развитие мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» (Ростовская область),
Проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)»,
Проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)»,
Проект «Развитие транспортного узла "Восточный – Находка" (Приморский край)»,
Проект «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в морском порту Ванино, Хабаровский край»,
Проект «Строительство объектов инфраструктуры морского порта Ванино, бухта Мучка, Хабаровский край»,
Проект «Реконструкция объектов инфраструктуры порта Выборг, Ленинградская область»,
Проект «Развитие морского торгового порта Усть-Луга» (Ленинградская область),
Проект «Строительство морского порта в г. Беломорске, Архангельская область»,
Проект «Строительство глубоководного порта в г. Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область»,
Проект «Строительство терминала по перевалке сжиженного газа в пос. Териберка, Мурманская область»,
Проект «Строительство грузового района порта Сочи с береговой инфраструктурой в устье р. Псоу» (Краснодарский край),
Проект «Строительство грузового района порта Сочи, включая объекты инфраструктуры в устье р. Мзымта» (Краснодарский край),
Проект «Строительство морского порта в районе пос. Набиль, Сахалинская область»,
Проект «Реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в морском порту Архангельск» (Архангельская область),
Проект «Развитие объектов инфраструктуры морского порта Кавказ» (Краснодарский край),
Проект «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Темрюк» (Краснодарский край),
Проект «Строительство специализированных портовых терминалов и объектов инфраструктуры порта Азов» (Ростовская область) и другие инфраструктурные портовые проекты, находящиеся на различных этапах проектирования или практической реализации.
ФРАГМЕНТЫ
1. Общие сведения о морских и речных портах Российской Федерации …
…
… ...
2. Статистические данные о результатах деятельности портов Российской Федерации
…
2.1. Статистические данные о результатах деятельности морских портов России
1990-2000 годы
…
2001-2008 годы
…
I квартал 2009 года
В I квартале 2009 года объем перевозок грузов через морские порты России по сравнению с результатами I квартала 2008 года вырос на 4,5% (до ___,_ млн. т), в том числе наливных грузов – на 12,8% (до __,_ млн. т). Перевалка сухих грузов в морских портах России снизилась на 7,3% (в основном, за счет снижения объема грузов в контейнерах – на 32,0%, лесных грузов – в 2 раза, минеральных удобрений – на 36,1%).
В общем объеме грузооборота российских морских портов в I квартале 2009 года на долю экспортных грузов приходится 77,5% (__,_ млн. т), импортных – 5,2% (_,_ млн. т), транзитных – 10,2% (__,_ млн. т), каботажных – 7,1% (_,_ млн. т).
Объем перевалки внешнеторговых грузов морскими портами России в I квартале 2009 года вырос на 1,7% (до ___,_ млн. т).
Перевалка экспортных грузов выросла на 4,6%, из них сухих – на 2,0% (до __,_ млн. т), наливных – на 6,3% (до __,_ млн. т).
В структуре экспортных сухих грузов отмечается падение поставок лесных грузов на 51,9%, химических минеральных удобрений – на 36,1%, грузов в крупнотоннажных контейнерах – на 23,5%, черных металлов – на 9,5%, металлолома – в 2,7 раза, тарно-штучных грузов – на 32,4%, прочих генеральных грузов – на 37,3%.
Основными экспортными сухими грузами по результатам деятельности морских портов России в I квартале 2009 года остаются: уголь (__,_ млн. т), металлы (_,_ млн. т), минеральные удобрения (_,_ млн. т), лесные грузы (_,_ млн. т).
Объем перевалки импортных грузов морскими портами России в I квартале 2009 года сократился на 40,1% (до _,_ млн. т).
Около 45% объема переваленных импортных грузов составляют грузы в контейнерах, переработка которых снизилась на 44,1% (до _,_ млн. т).
Перевалка российскими морскими портами транзитных грузов выросла на 18,6% (до __,_ млн. т)
Данное увеличение произошло, прежде всего, за счет увеличения объемов перевалки сырой нефти, доля которой в общем объеме транзитных грузов составила 97%. Объем перевалки транзитных сухих грузов сократился в 1,7 раза.
В каботаже морские порты России в I квартале 2009 года перегрузили _,_ млн. т грузов.
…
Грузооборот морских портов Северо-Западного бассейна в I квартале 2009 года составил __,_ млн. т.
Из них объем перевалки наливных грузов вырос до __,_ млн. т, а объем перевалки сухих грузов сократился до __,_ млн. т.
…
Грузооборот морских портов Южного бассейна в I квартале 2009 года вырос до __,_ млн. т.
Объем перевалки сухогрузов терминалами морских портов Южного бассейна составил __,_ млн. т., а наливных грузов – __,_ млн. т.
…
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в I квартале 2009 года снизился до __,_ млн. т.
…
За I квартал 2009 года контейнерооборот морских портов России составил ___,_ тыс. TEU.
В I квартале 2009 года в контейнерах перевезено _,_ млн. т грузов.
…
Первое полугодие 2009 года
В первом полугодии 2009 года объем перевозок грузов через морские порты России по сравнению с результатами первого полугодия 2008 года вырос на 5,9% (до ___,_ млн. т), в том числе, объем перевалки наливных грузов увеличился на 12,7% (до ___,_ млн. т), а объем перевалки сухих грузов сократился на 3,4% (до __,_ млн. т).
В общем объеме грузооборота российских морских портов в первом полугодии 2009 года на долю экспортных грузов приходится 77,4% (__,_ млн. т), импортных – 5,6% (_,_ млн. т), транзитных – 9,4% (__,_ млн. т), каботажных – 7,6% (_,_ млн. т).
Объем перевалки внешнеторговых грузов морскими портами России в первом полугодии 2009 года вырос на 2,7% (до ___,_ млн. т).
…
 
 
|